От Банка России не ждут изменений

Аналитики не видят предпосылок для снижения ключевой ставки
Председатель Центробанка России Эльвира Набиуллина/ Евгений Разумный / Ведомости

Потенциал для снижения ключевой ставки Центробанка уже исчерпан. К тому же инфляция в августе ускорилась и составила 3,6% в годовом выражении. Поэтому большинство опрошенных «Ведомостями» экспертов не ждет каких-либо изменений по итогам сегодняшнего заседания совета директоров по денежно-кредитной политике Банка России.

«Логика принятия решения со стороны ЦБ в отношении размера ключевой ставки одна – инфляционное таргетирование, – считает директор казначейства «РГС банка» Владимир Волков. – Соответственно, чем выше реальная инфляция в экономике, тем меньше вероятность снижения ставки». В настоящее время цель по инфляции – 4%. Неделю назад зампред ЦБ Алексей Заботкин также подтвердил, что инфляция по итогам августа оказалась выше ожиданий и к концу года приблизится к целевому уровню. Такой комментарий эксперты восприняли как четкий сигнал о намерении регулятора поставить процесс снижения ключевой ставки на паузу.

В пользу приостановки смягчения говорит и ситуация на финансовом рынке. «С июля с российского рынка ОФЗ выходили иностранные инвесторы, в результате чего их присутствие сократилось до уровня ниже 30% рынка», – отмечает руководитель Центра макроэкономического анализа Альфа-банка Наталия Орлова. Снижение ставки ЦБ, а соответственно, и доходностей гособлигаций может окончательно погасить интерес нерезидентов к покупке российских бумаг. «Кроме того, сейчас на курс рубля оказывают давление геополитические факторы, а более слабый рубль может ускорить инфляцию в ближайшие месяцы», – напоминает Орлова.

Помимо инфляции с прошлого заседания совета директоров ЦБ вырос уровень доходности по суверенному долгу и улучшился прогноз по падению ВВП, отмечает старший аналитик «ВТБ капитала» по России и СНГ Александр Исаков.

Поэтому он ожидает, что регулятор сохранит ставку на уровне 4,25% и даст рынку сигнал, что пора «снизить ожидания по траектории ключевой ставки в будущие годы».

«В целом в России, как и во многих развивающихся странах, цикл монетарного смягчения подошел к концу, – объясняет главный экономист Совкомбанка Кирилл Соколов. – Приближение президентских выборов в США усиливает неопределенность на мировых рынках, а также провоцирует усиление санкционной антироссийской риторики. Кроме этого возросли риски усиления конфронтации России с Западом как из-за политического кризиса в Белоруссии, так и из-за обвинений в отравлении политика Алексея Навального». Поэтому риски оттока капитала, ослабления рубля и усиления инфляционных ожиданий вынуждают приостановить цикл смягчения монетарной политики.

По мнению экспертов, о дальнейшем снижении ключевой ставки можно будет говорить только после устранения геополитических рисков. «Если к концу года подтвердится базовый прогноз ЦБ на ослабление спроса и замедление инфляции, снизятся геополитические риски, сохранится относительно спокойная ситуация на мировых рынках, мы допускаем снижение ключевой ставки до 4% в декабре, – отмечает руководитель отдела макроэкономического анализа ГК «Финам» Ольга Беленькая. – Снижения ставки ниже 4% в следующем году мы ожидаем лишь в случае существенного давления на спрос. Например, из-за новой волны пандемии в мире и повторения локдаунов».

Однако старший экономист банка «Открытие» Максим Петроневич ожидает снижения ставки до 4% из-за «преобладания дезинфляционных факторов в среднесрочной перспективе». Хотя и не исключает, что регулятор предпочтет продолжить мониторинг финансово-экономических показателей и временно оставить ключевую ставку неизменной.

Оба варианта – снижение или сохранение ставки – выглядят равновероятными, говорит заместитель директора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. «К концу года ставка, скорее всего, будет близка к 4% или даже останется на текущем уровне, – отмечает он. – Это подтверждается постепенным смещением риторики регулятора к обсуждению сроков возврата к нейтральной денежно-кредитной политике в публичных выступлениях».

По его словам, на данный момент общий уровень финансового стресса существенно ниже критических уровней, хотя за последнюю неделю он немного вырос. И из четырех сценариев ЦБ денежно-кредитной политики на 2021–2023 гг. заметное использование оставшегося пространства смягчения просматривается только в «дезинфляционном сценарии». «В отличие от базового сценария в нем предполагается, что разрабатываемые вакцины и накопленный опыт борьбы с болезнью не смогут снизить масштаб пандемии и в 2021 г., что вынудит правительства сохранять ограничительные меры продолжительное время – это приведет к сохранению подавленного спроса и в 2022 г., – объясняет Куликов. – Выбор данного сценария в качестве основного вряд ли может произойти до конца 2020 г. – нужно больше информации, поэтому существенно снижать ставки на его основании сейчас вряд ли возможно».