Минфин подготовил новые требования для резидентов русских офшоров

В их числе вложения в инфраструктуру и трудоустройство местных жителей
Для острова Русский требование о многомиллионых инвестициях в инфраструктуру особенно актуально  /KIRILL KUDRYAVTSEV / AFP

Минфин, Минэкономразвития и Федеральная налоговая служба подготовили законопроект, в котором описываются условия получения льгот и их размер для непубличных компаний, которые переезжают в специальные административные районы (САРы). И хотя в законопроекте предлагаются новые льготы, потенциальные инвесторы не уверены, что переезд в русские офшоры все еще выгоден.

Законопроектом предусматривается снижение ставки налога на прибыль до 5% по доходам международной холдинговой компании (МХК), снижение до 10% ставки по доходам от дивидендов и процентов, полученным от МХК, применяющей пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль в размере 5%, освобождение от налогообложения в России доходов иностранных филиалов МХК при выполнении ряда условий, а также введение стабилизационных оговорок, направленных на сохранение и неухудшение налоговых условий в части НДФЛ и налога на прибыль для резидентов САРа. Однако для получения этих льгот необходимо выполнить ряд новых требований.

Среди них – вложение не менее 300 млн руб. в строительство инфраструктуры в регионе регистрации и организация в САРе постоянного офиса площадью более 100 кв. м и штатом не менее 15 человек, а также доля доходов от пассивной деятельности более 90%. Отметим, что сейчас все пребывание резидента в САРе может ограничиваться почтовым ящиком на стене здания администрации. «Физическое присутствие компании в САРе, а не просто формальное будет способствовать развитию регионов, – объяснил новое требование статс-секретарь – замминистра финансов Алексей Сазанов, комментируя предложенные изменения. – Разрабатывая параметры налогового режима, мы исходили из того, что должен соблюдаться баланс интересов как бизнеса, так и государства».

При этом он подчеркнул, что даже при новых требованиях в САРах сохранится конкурентный налоговый режим для холдинговых компаний по сравнению с теми, которые сейчас предлагаются в других странах.

Однако у бизнеса новые условия вызвали острое разочарование. «От компаний, которые желают переехать в САРы, я то и дело слышу: ну вот видите, мы же говорили, что просто так низкие налоговые ставки нам не дадут», – рассказала «Ведомостям» партнер налоговой и юридической практики PwC Галина Науменко. Во-первых, предпринимателей и экспертов смущает требование принять в штат 15 сотрудников. «Желание региона создать рабочие места, которые будут приносить НДФЛ в местные бюджеты, понятно, и оспорить его сложно, – отмечает Науменко. – Но эти 15 человек должны заниматься пассивной деятельностью. Список пассивной деятельности большой, но там нет торговой, производственной деятельности. А в финансовой компании обычно работает 3–5 человек. Возникает вопрос – чем будут заниматься остальные?»

Во-вторых, вызывает озабоченность требование об инвестировании 300 млн руб. в местную инфраструктуру. Причем вопросы вызывает как сумма в 300 млн, так и направления вложений. «Эти деньги никогда к компании не вернутся, потому что 300 млн необходимо вложить в инфраструктуру, которой так или иначе будет владеть государство», – поясняет Науменко.

Но пугает бизнес не каждое из этих требований по отдельности, а их совокупность. «Основной вопрос здесь связан с соблюдением дополнительных критериев, которые перечислены в законопроекте: с одной стороны, международной компании необходимо инвестировать 300 млн руб., арендовать офис, нанять сотрудников, а с другой стороны, у такой компании не менее 90% выручки должно приходиться на пассивные доходы», – резюмирует партнер, руководитель налоговой практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Сергей Калинин.

Впрочем, некоторые эксперты считают названные критерии вполне адекватными и оправданными. «Первые резиденты САРов не были обременены практически никакими обязательствами в отношении территории, на которой расположен САР, получив сверхльготный режим в качестве компенсации за обусловленные внешнеполитической конъюнктурой притеснения за рубежом, – напоминает директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Кирилл Никитин. – Сейчас же мы видим, что за вход в САР назначается куда более адекватная плата, причем идущая на нужды конкретного субъекта Федерации, муниципального образования, в виде инвестиций в инфраструктуру и обеспечение занятости». Никитин подчеркивает, что ничего необычного в этом нет. «Создавая субхолдинги на Кипре или регистрируя электронное резидентство в Эстонии, никто не удивляется требованиям к физическому присутствию, найму местных, аренде офиса», – указывает он.

Многие эксперты соглашаются, что даже при новых требованиях российские САРы останутся привлекательными для резидентов. «Преимущества программы не только сохранятся, но и станут более интересными, – считает руководитель налоговой практики юридической фирмы «Клифф» Наталья Кордюкова. – Например, компании получат право на специальную ставку налога на прибыль в 5%, которую можно будет применять ко всей налоговой базе, в то время как сейчас основные льготы касаются только дивидендного потока и не распространяются на иные виды доходов». Науменко позитивно оценивает введение стабилизационной оговорки для резидентов и особые условия для нефтегазовых компаний: «Появилась льгота по доходам от иностранных соглашений о разделе продукции – это когда условно совместное предприятие с участием российской нефтегазовой компании и иностранного нефтегазового мейджора разрабатывает месторождение и добывает нефть, скажем, в Африке. По текущему законодательству при заезде в САР такие СП могут подпасть под двойное налогообложение – и в Африке, и в России. Теперь такие «африканские» доходы будут освобождены при заезде в Россию, это безусловный плюс законопроекта для таких компаний».

Стоит отметить, что документ еще не принят, так что у бизнеса есть возможность предложить свои поправки. К тому же в рамках дорожной карты, утвержденной правительством в июле 2020 г., не предусматривалось введение нового регулирования для резидентов САРа. «Предлагаемые законопроектом, разработанным Минфином России, новые условия для применения налоговой ставки в 5% по налогу на прибыль требуют тщательного рассмотрения и обсуждения с бизнес-сообществом, так как могут создать риски снижения заинтересованности в редомициляции и резидентстве в САРе», – сообщил «Ведомостям» заместитель министра экономического развития Илья Торосов.