Расходы на обслуживание госдолга в 2022-2024 гг. вырастут

Это произойдет из-за увеличения заимствований и повышения ставки ЦБ
Оценки России BBB со «стабильным» прогнозом подкрепляются сильным государственным балансом, включая самый низкий уровень обязательств к ВВП /Евгений Разумный / Ведомости

Минфин ухудшил прогнозы стоимости обслуживания госдолга на следующие два года. В законе о бюджете на 2021–2023 гг. предусмотрены платежи в размере 1,37 трлн (2022 г.) и 1,6 трлн (2023 г.) руб. Но из материалов к будущему проекту федерального бюджета на 2022–2024 гг. («Ведомости» ознакомились с ними) следует, что они вырастут до 1,44 трлн и 1,75 трлн руб. соответственно. Более того, в 2024 г. Минфин ожидает, что процентные расходы составят 1,91 трлн руб.

Рост платежей по госдолгу произойдет по двум причинам, уточнили «Ведомостям» в пресс-службе Минфина. Первая – существенное расширение программы заимствований в 2020 г. Вторая – рост ключевой ставки в связи с проводимой Банком России денежно-кредитной политикой.

В прошлом году программа государственных внутренних заимствований была выполнена с превышением предусмотренных изначально показателей более чем в 2 раза. Потребность в заемных средствах резко выросла на фоне упавших доходов бюджета во время пандемии. Общий объем размещения составил почти 5,3 трлн руб., 60% этой суммы Минфин привлек в сентябре – ноябре. Значительная часть обязательств (ОФЗ-ПК и ОФЗ-ИН) была привязана к стоимости денег в экономике. С июля 2020 г. по середину марта 2021 г. ключевая ставка ЦБ находилась на рекордно низком уровне (4,25%). В III квартале 2020 г. инфляция составила 3% в годовом выражении, а потом начала ускоряться. Регулятор в ответ на усилившиеся инфляционные риски начал повышать ставку. За это время Банк России увеличивал стоимость денег четыре раза – на последнем заседании совета директоров 11 июня она выросла на 50 б. п. до 5,5%.

Доля так называемых защитных облигаций (с переменным уровнем доходности) в общем объеме государственных ценных бумаг превысила безопасную планку, указывала Счетная палата в марте 2021 г. Такого рода инструменты в портфеле заняли почти 38% на 1 января 2021 г., тогда как безопасный уровень – 25%. Из-за изменения структуры госдолга процентные риски для бюджета резко выросли. Доля процентных платежей не превысит безопасную отметку в 10% общих затрат бюджета, поскольку последние также растут, пояснил «Ведомостям» представитель Счетной палаты в ответ на вопрос о рисках роста расходов на обслуживание госдолга. Он также уточнил, что увеличение ключевой ставки на дальнейший рост расходов по обслуживанию гособязательств повлияет минимально, поскольку изменение кредитно-денежной политики уже заложено в стоимости заимствований Минфина. К тому же доля инструментов с плавающим купоном в портфеле гособязательств снизилась на 2,2 п. п. за январь – май 2021 г., резюмировал собеседник «Ведомостей».

14 июня вступили в силу анонсированные ранее санкции США против российского госдолга. Они запрещают американским финансовым институтам (банкам, брокерам, инвесткомпаниям) участвовать в первичных размещениях облигаций Минфина и Центробанка. Ограничения не затрагивают вторичный рынок. Минфин, впрочем, эмиссию бумаг не прекратил, хотя и скорректировал политику проведения аукционов: ведомство решило не проводить после 14 июня доразмещение зарегистрированных ранее выпусков и предлагать инвесторам исключительно новые партии ОФЗ. Как сообщал ЦБ в июньском обзоре, доля нерезидентов в майских выпусках облигаций выросла с 9 до 22% на фоне смягчения геополитического фона.

По состоянию на 1 июня объем внутреннего госдолга РФ без учета обязательств регионов составлял 16 трлн руб., внешнего – $58 млрд.

Спокойные колебания

Принято считать, что у России низкий уровень госдолга – в районе 20% ВВП, из-за чего страна обладает высоким потенциалом заимствований, отметил директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Но на практике это не означает, что мы можем продолжать активно привлекать средства, поскольку они для РФ стоят довольно дорого. Очевидно, что увеличение заимствований для США, у которых уровень госдолга давно пробил планку в 100% ВВП, проходит гораздо более безболезненно, добавил эксперт. Кроме прочего, не так широк круг инвесторов, которые готовы приобретать российские облигации: основные объемы скупают крупные российские банки. Россия не единственная страна, которая в прошлом году провела беспрецедентную кампанию на долговом рынке, а Минфин РФ действовал намного осмотрительнее и ответственнее своих коллег из других государств, резюмировал Климанов.

Повышение расходов на обслуживание госдолга к 2024 г. эквивалентно 0,02% ВВП, что довольно существенно, но не настолько, чтобы задуматься о пересмотре оценок кредитоспособности России, заявил «Ведомостям» директор аналитической группы по суверенным рейтингам Fitch Ratings Дуглас Уинслоу. Оценки России BBB со «стабильным» прогнозом подкрепляются сильным государственным балансом, включая самый низкий уровень обязательств к ВВП в группе сопоставимых стран с аналогичным рейтингом. Более того, высока вероятность, что исполнение бюджета по ненефтегазовым доходам будет лучше, чем ожидалось, добавил директор группы «Суверенные рейтинги» S&P Global Ratings Карен Вартапетов. При условии сохранения расходов казны на прежнем уровне это снизит потребность в новых заимствованиях и замедлит темпы удорожания обслуживания обязательств, пояснил он.

Доля облигаций с переменным купоном в общем объеме госдолга (внешнего и внутреннего) – около 26%, что в целом вполне допустимая величина, уверен директор группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. Неприятное свойство в том, что в сложных ситуациях стоимость их обслуживания растет, отвлекая ресурсы от актуальных антикризисных задач. В отсутствие шоков возможные колебания уровня платежей более чем спокойные: рост ставок денежного рынка на 1 п. п. при прочих равных увеличит процентные расходы бюджета на 0,05% ВВП.