Выплаты процентов по госдолгу раздувают бюджет США

Расходы на обслуживание обязательств заняли более 13% всех трат
Рост расходов на обслуживание госдолга сам по себе нельзя назвать основной проблемой американского бюджета / Leonhard Foeger / Reuters

За первые три месяца 2024 финансового года (начинается с 1 октября) расходы на обслуживание государственного долга США составили $215,6 млрд – они выросли на $71,26 млрд, или 49,37%, в сравнении с аналогичным периодом прошлого фингода. На проценты по госдолгу на данный момент приходится 13,32% от всех расходов американского госбюджета. По итогам прошлого фингода эта доля составляла 10,74%. К концу декабря американский госдолг превысил рекордную отметку в $34 трлн.

Дефицит бюджета за октябрь – декабрь составил $510 млрд при расходах в $1,61 трлн и доходах $1,1 трлн, следует из последних данных минфина США. Показатель близок к пандемийному рекорду. В октябре – декабре 2020 г. дефицит составил $572 млрд.

Помимо растущих платежей по госдолгу, значительное увеличение также показали расходы на кредитование бизнеса и ипотечное кредитование (на $60,57 млрд), на социальное обеспечение населения (на $37,72 млрд) и оборону (на $23,53 млрд).

Самый значительный прирост в доходной части минфин США фиксирует в поступлениях с налога на корпоративные доходы (на $44,54 млрд), в поступлениях от граждан в бюджет с программ страхования от безработицы ($21,6 млрд) и подоходного налога ($20,42 млрд).

Хотя общая тенденция на рост дефицита сохраняется, за декабрь он составил $129,3 млрд, это более чем вдвое меньше ноябрьского показателя в $314 млрд. Декабрьские доходы составили $429,3 млрд – на 56,2% больше, чем в ноябре ($274,8 млрд). Расходы составили $558,7 млрд – на 5,1% меньше ноябрьского показателя в $588,8 млрд.

По итогам прошлого фингода дефицит федерального бюджета США достиг отметки $1,7 трлн при доходах в $4,439 трлн и расходах $6,134 трлн.

Уже на протяжении трех месяцев нынешнего фингода американская экономика функционирует без финального проекта госбюджета из-за конфликта между правительством и конгрессом. Требования конгресса сокращать бюджетные расходы находят сопротивление в правительстве, которое стремится сохранить финансирование программ в области социальной политики, здравоохранения и обороны – в особенности перед президентскими выборами. Тем не менее правительство идет на некоторые уступки. В «продолжающей резолюции» от 15 ноября не предполагалось выделение средств на поддержку Украины, Израиля и Тайваня – этот документ позволяет выделять средства на государственные нужды без согласованного бюджета. В соответствии с «резолюцией» американские министерства сельского хозяйства, транспорта и по делам ветеранов будут финансироваться до 19 января, а министерство обороны и прочие ведомства – до 2 февраля. Это уже вторая по счету «продолжающая резолюция», подписанная в текущем фингоду, предыдущая была подписана 30 сентября и действовала до 17 ноября.

Главная проблема бюджета

По объему государственного долга по отношению к ВВП США уступают лишь Италии (141,7%) и Японии (263,9%), только за три последних года его величина по отношению к ВВП увеличилась со 107,2 до 130% и это, безусловно, негативная тенденция, отмечает и. о. завкафедрой мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова Светлана Фрумина. Процентные траты достигают 13% расходов бюджета и это существенная цифра, для сравнения – в России на 2023 г. эта доля составила 5%, добавляет она. С учетом сохранения в США довольно агрессивной ДКП, высоких процентных ставок стоимость заемных средств и соответствующих расходов бюджета, вероятнее всего, будет расти ускоренными темпами, считает эксперт. Увеличение трат на обслуживание госдолга повышает риск возникновения долгового кризиса и является серьезной проблемой для американского бюджета, заключает Фрумина. В свою очередь, проблемы в финансах государственного сектора США не могут не отразиться на мировой финансовой системе, добавляет она.

Рост расходов на обслуживание госдолга сам по себе нельзя назвать основной проблемой американского бюджета, считает старший преподаватель департамента мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Ксения Бондаренко. Рост объема госдолга и, соответственно, расходов на его обслуживание – это следствие расширения расходов на оборону и на социальные направления, уверена она.

Исторически США не могут сократить растущие объемы расходов, при этом рост доходов остается ограниченным, что приводит к раздуванию дефицита бюджета, дефицит же по большей части вновь покрывается за счет новых увеличений госдолга, поясняет Бондаренко. Выйти из этого цикла можно только за счет сокращения расходов, что сейчас не представляется возможным, заключает она.

Процентные расходы по госдолгу за текущий фингод не превышают 1% от ВВП США, поэтому ключевой для бюджета проблему обслуживания госдолга назвать нельзя, считает начальник отдела аналитики и продвижения «БКС мир инвестиций» Оксана Холоденко. Тем более она будет оказывать на бюджет меньшее влияние с учетом того, что в следующем году ключевая ставка ФРС может быть снижена более чем на 1 п. п., добавляет она. Более тяжелые последствия может иметь рост обязательных затрат на социальное и медицинское страхование, а также сокращение налоговых поступлений из-за «мягкой посадки» экономики, считает эксперт. По итогам 2024 фискального года дефицит бюджета США может вырасти вплоть до $2 трлн, добавляет Холоденко.

Проблемой для бюджета может стать позиция правительства перед выборами – в частности, так называемое «задобрение» электората в преддверии выборов осенью 2024 г., которое, скорее всего, выразится в увеличении расходов на социальное обеспечение граждан, добавляет Бондаренко.