Экономики ждет медленный подъем или его отсутствие


Масштаб проблем в еврозоне сейчас почти такой же, как был в США более года назад. Европейская и американская экономики приблизительно одинаковы по размеру (около $14 трлн), да и уровень государственной поддержки в обоих случаях примерно один и тот же – 750 млрд евро, или около $1 трлн. В Америке экономические проблемы начались в частном секторе, поэтому значительная доля частной задолженности была рефинансирована за счет выпуска казначейских обязательств. Все это похоже на сегодняшнюю Европу, где ЕЦБ также пришлось накачивать экономику ликвидностью. Единственное различие в том, что причиной европейских проблем были слишком высокие госрасходы и большая задолженность государств.

В США в период сильной рыночной нестабильности власти действовали решительнее и последовательнее, тогда как европейским регуляторам не хватало координации и решимости. Текущие проблемы Европы связаны не только с плохим управлением финансами в ряде стран, но и с недостаточно конкурентной средой в экономике этих государств. При этом субсидирование их более эффективными странами, например Германией, не способствовало повышению эффективности экономики Европы в целом. Медленный подъем или его отсутствие — вот к чему следует готовиться большинству развитых стран в ближайшие годы. Это означает, что прибыли компаний не будут расти столь же высокими темпами, как в "тучные" годы при искусственно завышенном спросе. Возвращение к здравому смыслу послужило причиной недавнего падения рынков.

Россия прекрасно вписывается в этот сценарий, хотя экономика страны в среднесрочной перспективе будет уверенно расти при невысокой инфляции. Если ее уровень в ближайшие годы останется в районе 5%, то прибыли компаний в номинальном выражении будут увеличиваться гораздо медленнее, чем в периоды высокой инфляции. Шансы на сохранение низкой инфляции довольно высоки, поскольку руководство страны отчетливее осознает, что бюджет слишком зависит от цен на нефть. При этом бюджетные расходы в России избыточны и неэффективны: экономический рост они не обеспечивали, а инфляция оставалась высокой.

Сейчас экономика России показывает более здоровую динамику, чем экономики многих других стран. Однако обильная ликвидность и неопределенность будут и далее служить источником высокой волатильности рынков, особенно российского, который сильно зависит от цен на сырье. В подобных условиях остается только "надувать пузыри" и пытаться выйти из активов на пиках цен. С точки зрения стратегии сейчас нет смысла делать различие между экспортерами и компаниями, ориентированными на внутренний рынок, — лучше просто покупать индекс или любые ликвидные бумаги.

В свете же ожидаемого замедления инфляции и роста прибыли компаний следует обратить пристальное внимание на эмитентов, которые не очень активно привлекали заемный капитал в период высоких ставок и, нацелившись на "правильных" потребителей, будут способны наращивать объемы выпуска, а не повышать цены. И не важно, на внутренний или внешний рынок ориентированы эти компании.

Автор - главный экономист, управляющий директор \"Сбербанк CIB\".