Минфин добивается контроля за регулированием финансовых рынков

Создание мегарегулятора финансовых рынков может быть отложено. Вместо этого Минфин предлагает заменить службы по финансовым рынкам (ФСФР) и страховому надзору (ФССН) одной Федеральной финансовой службой (ФФС), которая следила бы за соблюдением игроками правил, установленных им самим

Эти предложения изложены в проекте указа президента, опубликованного на сайте Минфина. ФСФР предлагается упразднить, ее надзорные функции передать страхнадзору, который будет преобразован в ФФС, а принятие нормативных актов в сфере финансовых рынков – Минфину. Проект не передает ФФС банковский надзор. Сейчас вычленять его из ЦБ – «это слишком серьезно» и «как минимум преждевременно», объясняет замминистра финансов Алексей Саватюгин.

Он называет проект указа лишь предложением для обсуждения (экспертные заключения принимаются до 25 декабря), допуская, что оно не будет поддержано в нынешней редакции. Действительно, многие эксперты и чиновники встретили его в штыки.

«Идею создания мегарегулятора полностью поддерживаю, но он должен быть независимой от Минфина структурой», – заявил «Ведомостям» помощник президента Аркадий Дворкович. ФСФР подчиняется правительству.

Минфин занимается бюджетом и для него регулирование финансовых рынков останется вторичной задачей, что отразится на отношении министерства к этой функции, уверен председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин, ранее – председатель ФСФР и первый заместитель министра финансов. «Мегарегуляторы существуют примерно в 50 странах и представляют собой институт регулирования финансового рынка, который является независимой, подчиненной законодателю или президенту структурой, совмещающей функции как надзорные, так и нормотворческие», – отмечает он.

«В свое время ФСФР не случайно сделали независимой структурой – хотели создать сильного, независимого от ведомственных интересов регулятора», – вспоминает чиновник аппарата правительства. У него «нет уверенности в том, что у Минфина найдутся сильные аргументы в пользу своей модели». Алексей Кудрин как вице-премьер поручил заинтересованным ведомствам – Минэкономразвития, Минфину и ФСФР – дать свои предложения, сейчас пойдет процесс согласования, говорит он.

Идея разделить надзор и нормативно-правовое регулирование правильная, она была заложена еще административной реформой, говорит директор департамента Минэкономразвития Иван Осколков, но как это должно произойти, нужно обсуждать: например, как Минфин будет совмещать выработку госполитики на финансовом рынке, регулирование рынка ценных бумаг и участие на нем.

Тема создания мегарегулятора обсуждалась давно, и, в принципе, никто не против, продолжает чиновник аппарата правительства, основная коллизия – «регулятор будет под Минфином или под правительством».

Представитель премьера вчера не смог прокомментировать проект. В ФСФР документ пока не поступал, когда поступит, служба его рассмотрит и выскажет свое мнение, сказал ее руководитель Владимир Миловидов. Он знал о существовании такой идеи, но своей основной заботой он назвал задачи, которые сейчас решаются ФСФР, а не этот проект, добавляя: «Я чиновник – куда направят, там и будем работать». Представитель ФССН от комментариев отказался.

ФСФР планирует направить предложение о том, чтобы новое ведомство подчинялось не Минфину, а правительству, говорит источник в Белом доме. Другой правительственный чиновник уточняет, что предложение ФСФР сведется к тому, чтобы провести объединение двух служб с последующим сохранением у новой службы регулирующих и надзорных функций и с подчинением этой новой службы правительству. Миловидов отказался это комментировать.

Вопрос о том, кто возглавит ФФС, пока открыт. Председатель комитета Госдумы по финансовым рынкам Владислав Резник полагает, что объединенную службу может возглавить Миловидов. Если она будет подчиняться правительству и будет самостоятельным органом, желание возглавить ФФС может возникнуть у Саватюгина, рассуждает источник в аппарате правительства. «Мы персональную судьбу отдельных чиновников не обсуждали», – отвечает Саватюгин. Он считает идею разделения правоустанавливающих и правоприменительных полномочий правильной.

Упразднять ФСФР неправильно, считает ее бывший руководитель Вьюгин. По его мнению, правильнее, наоборот, увеличить полномочия службы как регулятора, «как это сделано во многих странах».

Передача нормотворческих функций не повлияет на рынок, уверен Саватюгин: «Все нормативные акты ФСФР продолжат действовать – что они [профучастники] должны почувствовать? Изменение адресата, куда надо сдавать отчетность?».