Минэкономразвития добивается влияния на решения Центробанка

Минэкономразвития поможет Центробанку устанавливать цели по инфляции и при необходимости их менять. Согласие президента получено, говорит министр Алексей Улюкаев, но Центробанк намерен побороться за свою независимость
Бывший министр экономического развития Эльвира Набиуллина напоминает бывшему первому зампреду ЦБ Алексею Улюкаеву о независимости Центробанка от желаний Минэкономразвития/ Екатерина Штукина/ ИТАР-ТАСС

Если ЦБ будет чаще встречаться с правительством, то получит больше информации о бюджетной и тарифной политике и больше возможностей прогнозировать инфляцию издержек, считает Наталия Орлова из Альфа-банка: «Но идея коалиционной выработки целей по инфляции должна исходить от ЦБ. Иначе есть риск, что министерства уговорят ЦБ на более мягкую политику, и тогда он рискует превратиться в донора банков и экономики, в монетарную пирамиду». Правительство всегда оперирует краткосрочными ориентирами, а ЦБ работает вне электорального цикла и должен смотреть на долгосрочные угрозы, полагает Орлова. В то же время, считает она, периодически менять цели по инфляции - это неплохо: «Пусть это называется не целью, а прогнозом - рынку важно, чтобы ЦБ предупреждал о динамике инфляции, это и есть управление инфляционными ожиданиями. Однако если фактическая инфляция отличается от цели вдвое, рынок не верит, что таргет вообще достижим».

Минэкономразвития получило согласие президента Владимира Путина на свое предложение создать специальный механизм выработки цели по инфляции с участием ЦБ и Минфина, сообщил Улюкаев агентству ИТАР-ТАСС.

Такое предложение Минэкономразвития направило президенту в июле, после того как ЦБ неожиданно повысил ключевую ставку с 7,5 до 8%. В правительстве были крайне недовольны как повышением ставки, так и тем, что такое решение ЦБ принял, не посоветовавшись, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника. «[Председатель ЦБ Эльвира] Набиуллина закрылась в комнате со своей командой и сама все решила!» - обиделся чиновник финансово-экономического блока.

Повышение ставки в борьбе за снижение инфляции может подорвать наметившееся оживление в экономике, несогласованные действия ЦБ и правительства становятся серьезным барьером для экономического роста, цитировал «Интерфакс» письмо Улюкаева, который до 2013 г. в течение девяти лет работал первым зампредом ЦБ и курировал денежно-кредитную политику. Минэкономразвития предложило при необходимости корректировать утвержденные цели по инфляции в течение года, а также расширить коридор допустимых отклонений от цели (сейчас он составляет 1,5 п. п.).

ВВП, по оценке Минэкономразвития, в июле сократился на 0,2% к июлю прошлого года после снижения на 0,1% в июне. Однако ЦБ проблемы с экономическим ростом объясняет не нехваткой спроса, который можно поддержать смягчением монетарной политики, а структурными факторами: стагнация переходит в рецессию при высокой загрузке производственных мощностей и максимальном использовании рабочей силы. В таких условиях удешевление денег на фоне высокой инфляции даст импульс дополнительному росту цен, а не экономики, считают в ЦБ.

Желаемое и действительное

Законодательные механизмы совместного принятия решений у ЦБ и правительства уже есть. Целевые значения по инфляции ЦБ устанавливает в «Основных направлениях денежно-кредитной политики», этот документ по закону «О Центральном банке» обсуждается в Госдуме, а перед этим представляется правительству и президенту. Этот же закон определяет, что ЦБ разрабатывает и проводит денежно-кредитную политику во взаимодействии с правительством. Это подразумевает участие и Минэкономразвития, и Минфина в обсуждении целей по инфляции и подходов к реализации денежно-кредитной политики, указывает первый зампред ЦБ Ксения Юдаева: «Кроме того, закон дает представителям Минэкономразвития и Минфина право участвовать в заседаниях совета директоров Банка России с правом совещательного голоса». На июльское заседание, где было принято возмутившее Улюкаева решение повысить ставку, Минэкономразвития и Минфин были также приглашены, но не пришли, говорили «Ведомостям» федеральный чиновник и источник, близкий к ЦБ.

Президент действительно поручил правительству и ЦБ представить предложения о совершенствовании их взаимодействия, знает сотрудник аппарата правительства. По его мнению, Минэкономразвития и Минфин могли бы использовать уже существующие способы взаимодействия с ЦБ - например, совет директоров ЦБ, в который входят оба министра, мог бы собираться чаще. «Но предложения готовит Минэкономразвития, и не исключено, что Улюкаев придумает какие-то радикальные варианты, однако они не должны нарушать независимости ЦБ», - полагает собеседник «Ведомостей».

Юдаева согласна, что нужно в полной мере использовать уже имеющиеся механизмы взаимодействия с кабинетом министров и при необходимости их совершенствовать. А ЦБ, в свою очередь, считает необходимым участвовать в подготовке решений правительства по вопросам тарифной и налоговой политики, поскольку они оказывают существенное влияние на инфляцию, добавляет она.

В июле правительство объявило о возможном повышении с 2015 г. налоговой нагрузки на экономику, а также о возможно более высокой, чем предполагалось, индексации тарифов РЖД. Вклад этих новаций в инфляцию Набиуллина оценивала в 1,5 п. п. Введенный в начале года запрет на импорт свинины из ЕС, а затем на польские и молдавские фрукты и украинскую молочную продукцию уже добавил инфляции 1,5 п. п., подсчитывали в «ВТБ капитале», а эмбарго на импорт целого ряда продовольственных товаров из ЕС - еще 1 п. п., оценило Минэкономразвития. Таким образом, только из-за запрета на импорт целевой уровень инфляции в 5%, установленный ЦБ на этот год, может быть превышен наполовину. Другой причиной того, что в первом полугодии инфляция вместо ожидавшегося снижения ускорилась, стала девальвация рубля из-за ажиотажного спроса на валюту, вызванного решением Совета Федерации удовлетворить просьбу президента о вводе войск на Украину.

Доверие и ожидания

Цели по инфляции (см. врез) меняться не должны, но могут меняться прогнозы и, если инфляция отклоняется от целевого уровня из-за непредвиденных и временных факторов, целесообразнее объяснять причины отклонения от них, считает Юдаева: это делает денежно-кредитную политику более предсказуемой и понятной для участников финансового рынка и населения.

Так обычно поступают мировые центробанки - не меняя цели, но объясняя причины отклонения от них. Например, ЕЦБ придерживается цели в 2%, хотя инфляция держится ниже этого уровня; Банк Англии тоже не менял цель, хотя инфляция несколько лет ее превышала. Таргет по инфляции служит ориентиром для рынка, формируя понимание им перспектив монетарной политики и тем самым влияя на инфляционные ожидания, в соответствии с которыми экономические агенты принимают решения о потреблении, сбережении, уровне заработной платы, инвестировании. Ожидания оказывают большое влияние на динамику инфляции, а для управления ими Центробанку необходимо доверие к его политике. Если цели постоянно пересматривать, это подорвет доверие, полагает Юдаева: «Такое поведение эквивалентно постоянному пересмотру установленных правил игры».