Криптосообщество раскритиковало новый законопроект о майнинге

Отрасль не нуждается в излишнем надзоре и вмешательстве ЦБ
Требования к майнерам и пулам будет устанавливать правительство по согласованию с ЦБ, следует из документа/ Максим Стулов / Ведомости

Индустрия блокчейна и криптовалют выступила с резкой критикой нового законопроекта о майнинге – уже сформировавшаяся отрасль не нуждается в излишнем регулировании и участии Банка России. Об этом говорится в письме Российской ассоциации криптоэкономики, искусственного интеллекта и блокчейна (РАКИБ), которое она направила 25 ноября в Госдуму главе комитета по финансовому рынку Анатолию Аксакову (фракция «Справедливая Россия – За правду»), члену комитета по информационной политике, технологиям и связи Антону Ткачеву («Новые люди») и заместителю председателя Госдумы Алексею Гордееву («Единая Россия»). Документ есть у «Ведомостей», его подлинность подтвердил исполнительный директор РАКИБ Александр Бражников. По его словам, законодательство в таком виде «нанесет России непоправимый вред».

17 ноября группа депутатов от разных фракций во главе с Аксаковым внесла поправки в закон о цифровых финансовых активах (ЦФА) – законопроект описывает регулирование майнинга в России. Он дает определения этому виду деятельности, майнинг-пулу (добыча криптовалюты несколькими майнерами), вводит запрет рекламы и предложения криптовалют, а также услуг по их выпуску на территории страны.

Требования к майнерам и пулам будет устанавливать правительство по согласованию с ЦБ, следует из документа. Контролировать эту деятельность будет орган, уполномоченный кабмином.

Продавать добытую цифровую валюту можно будет в основном на зарубежных площадках, а на российских – только в рамках экспериментального правового режима (ЭПР). Майнеры обязаны будут отчитываться о добытой криптовалюте в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством.

Минфин с начала года разрабатывал законопроект, который должен был легализовать рынок криптовалют в России и установить правила их оборота, круг участников и узаконить существование бирж и обменников. Версию ведомства в РАКИБ считают более прогрессивной, следует из письма. Но законопроект так и не увидел свет и не был внесен в Госдуму. Предложения, около года разрабатывавшиеся специально созданным экспертным советом при рабочей группе по цифровой экономике, также не внесены на рассмотрение депутатов, указано в документе.

«Ведомости» направили запросы в Минфин и ЦБ.

Критика РАКИБ

Необходимости в излишнем регулировании майнинга нет, считают в РАКИБ. Достаточно будет разъяснений компетентных органов: Минэкономразвития в отношении ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности) и Минфина по заполнению деклараций в отношении дохода и прибыли от майнинга. «Дополнительные искусственные нормы, не отражающие сути регулируемых процессов, не помогут развитию бизнеса», – отмечается в письме.

Также в ассоциации уверены, что ЦБ не может выступать регулятором майнинга. Более того, под контролем Банка России и Росфинмониторинга нужно разрешить оборот криптовалюты и ее рекламу (против хождения криптовалюты на территории России выступает ЦБ. – «Ведомости»). Запрет на распространение рекламной информации о криптовалюте, по мнению РАКИБ, является прямым нарушением конституционных прав граждан.

Ассоциация поддерживает создание ЭПР и инфраструктуры для оборота криптовалют. Для максимально эффективного формирования этого механизма должен быть сформирован свободный и конкурентный рынок, подчеркивают авторы письма. Сроки введения режима при этом должны быть сжатыми, а условия участия в нем – понятными и прозрачными. Создание ЭПР для майнинга, по мнению авторов письма, не имеет никакого практического смысла, потому что «регулировать в этой индустрии практически нечего». По их мнению, с этим легко и эффективно справятся существующие органы исполнительной власти.

Реклама убережет

У ЦБ нет полномочий ни в сфере криптовалют, ни в майнинге, считает основатель сервиса BitOK Дмитрий Мачихин: в законе о ЦФА сказано, что цифровые валюты являются имуществом, а имущественные отношения регулируются Гражданским кодексом, правительством и подзаконными актами. Также эксперт согласен, что майнинг не нуждается в отдельном регулировании, так как действуют нормы Минэкономразвития и специальные тарифы на электроэнергию, которые могут устанавливать отдельно субъекты России. Но майнеров важно выделить в особую сертификацию или объединить в саморегулируемую организацию, а доход с их деятельности должен облагаться налогами – как у юрлиц, так и у физлиц (в случае потребительского майнинга), заключает Мачихин.

И все же регулирование добычи и обращения криптовалют необходимо в виде базовых положений законодательства, поскольку закладывает основы для развития отрасли и формирует начальные правила игры, парирует директор BitRiver по взаимодействию с госорганами Олег Огиенко. Если не установить регуляторику новых правоотношений в законе, есть риск, что на уровне нормативно-правовых актов ничего не будет работать, опасается он. Разъяснения могут быть изменены или отменены в любой момент, а также проигнорированы судами и правоохранительными органами, согласен руководитель направления «Разрешение IT & IP споров» юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле. Поэтому появление законодательства повысит гарантии защищенности бизнеса, считает он. Вместе с тем Шицле согласен, что нет необходимости создавать дополнительные органы контроля за майнингом, – это вполне понятный вид деятельности, который может быть подконтролен действующим ведомствам.

В России запрещено использовать криптовалюты в качестве оплаты за товары или услуги, но обмен с фиатом пока не запрещен, отмечает старший эксперт ЦСР Дмитрий Федоров, так что этот сектор может оправданно нуждаться в рекламе. Вряд ли не вовлеченное в криптосферу лицо захочет спонтанно купить эту цифровую валюту после рекламы, предполагает эксперт. А вот осознанных инвесторов качественная реклама убережет от ненадежных криптовалют. Ограничения в любой форме поставят крест на индустрии, что является катастрофой, считает Мачихин. Прямой запрет с целью обезопасить финансовые интересы граждан и бизнеса не очень эффективен, соглашается Огиенко, более оптимальным будет регулирование самих субъектов криптоэкономики.

Парадокс в том, что криптовалюта в Гражданском кодексе не определена как имущество или иной объект гражданских прав, а законодатель, выходит, пытается запретить оборот и рекламу непонятно чего, замечает советник юридической фирмы Lidings Дмитрий Кириллов.

С другой стороны, право на свободу информации не является безграничным и Конституция предусматривает пользование этим правом именно законными способами, отмечает Шицле. Государство осторожно относится к криптовалютам, объясняет эксперт, поэтому ограничение широкого распространения информации не является нарушением конституционных прав граждан.