Банки ориентируются на средний класс

Долговая нагрузка россиян не критична во всех сегментах, но в работе с богатыми и бедными у банков больше ограничений
Александр Викулин, генеральный директор Национального бюро кредитных историй
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Текущая долговая нагрузка граждан традиционно является одним из важнейших критериев оценки рисков в розничном кредитовании. А сейчас, в условиях снижения реальных доходов населения, ее влияние на динамику кредитования трудно переоценить.

В России, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), по состоянию на 1 октября 2016 г. текущая долговая нагрузка (отношение ежемесячных платежей по всем кредитам к ежемесячному доходу, или PTI – payment to income) среднего российского заемщика составила 22,7%.

Насколько высок этот уровень? Международная практика кредитования свидетельствует, что этот показатель не должен превышать 33%. В России, как мы видим, он в среднем в 1,5 раза ниже, поэтому можно говорить, что нынешний уровень долговой нагрузки относительно невысок, особенно учитывая местную специфику – высокую долю краткосрочных кредитов и более высокий уровень процентных ставок.

О том, что закредитованность населения сравнительно низка, свидетельствует и такой показатель, как отношение остатка долга по всем кредитам к годовому доходу, – около 47%. Для сравнения: в странах еврозоны, по данным Европейского центрального банка, этот показатель в I-II кварталах 2016 г. был вдвое выше – 93,6%.

Обобщенные данные показывают нам, что потенциал роста розничного кредитования существует. Но банки, наученные горьким опытом предыдущих докризисных лет, существенно ужесточили требования к заемщикам. Перед ними стоит задача найти и привлечь наиболее надежных клиентов, в том числе с относительно невысоким уровнем PTI.

Интуитивно понятно, что кредиторам выгодно привлекать в качестве заемщиков наиболее высокооплачиваемых граждан, имеющих стабильную работу. Такие заемщики вряд ли будут обращаться за дорогими потребительскими кредитами, но зато у них может быть спрос на крупные, в первую очередь залоговые, кредитные продукты. А они гораздо менее рискованны для банка, поскольку просрочка по ним традиционно в разы меньше, чем по потребительским кредитам и кредитным картам.

Информация о долговой нагрузке, сегментированная по группам заемщиков в соответствии с уровнем их дохода, подтверждает предположение о привлекательности клиентов с высокими доходами. Согласно данным НБКИ показатель PTI для заемщиков с наибольшими доходами составляет 19,8%, со средним уровнем доходов – 22,7%, в то время как для заемщиков с наименьшими доходами – 25,7%.

Но богатых заемщиков не так уж и много чисто физически. В связи с этим мы полагаем, что средний класс, граждане со средним уровнем доходов уже сейчас являются и в ближайшее время останутся наиболее интересной аудиторией для банков с точки зрения розничного кредитования.

Это тезис косвенно может подтверждаться данными о долговой нагрузке у различных групп персонала. Вполне ожидаемо, что наименьший ее уровень наблюдается у топ-менеджеров (как правило, наиболее высокооплачиваемой группы) – 15,5%. Это почти в 1,5 раза ниже среднего показателя.

А вот следующая по привлекательности (и более широкая) группа для кредиторов – менеджеры среднего звена. По данным на 1 октября 2016 г., уровень долговой нагрузки здесь составляет 20,5%. Причем эта группа – единственная, продемонстрировавшая, пусть и небольшой, рост долговой нагрузки за последний год: 20,5% против 20,4% годом ранее. Это явление, вероятно, можно объяснить несколькими факторами.

Во-первых, конечно же, это связано с изменением политики кредиторов по выбору клиентов и продуктового ряда. Еще 2,5 года назад розничные банки фокусировались на необеспеченных кредитах и субстандартном сегменте рынка. Но после ухудшения макроэкономических условий и снижения платежеспособности населения, которые выливаются в проблемы с обслуживанием долга, банки стали фокусироваться на качестве риск-профиля заемщиков.

Во-вторых, из-за снижения реальных доходов часть «среднего звена» могла обратиться за кредитами, чтобы поддержать свой уровень жизни. У многих менеджеров этой группы уже выработалась «необходимость» иметь автомобиль определенного класса, обеспечить семье отдых за рубежом и т. д., а в условиях роста цен и падения реальных доходов делать это без использования заемных средств становится сложнее. То же самое касается приобретения дорогостоящей бытовой техники и электроники.

В-третьих, скорее всего, именно на менеджеров среднего звена пришлась львиная доля увеличения ипотеки в кредитном портфеле за последние 1,5 года, чему способствовала государственная поддержка при приобретении квартир на первичном рынке. По данным НБКИ, доля ипотеки в совокупном розничном портфеле российских банков на начало 2015 г. составляла чуть более 33%, а на середину 2016 г. – уже 41%. При этом условно богатым заемщикам такая ипотека была не очень нужна (ограничения госпрограммы не позволяли приобрести по ней дорогие квартиры), а бедные просто не могли ее получить.

Если эта гипотеза верна, то банкам вскоре придется несколько корректировать свою политику и структура выдачи кредитов вновь будет меняться, поскольку программа ипотеки с господдержкой закрывается в конце текущего года. Вполне вероятно, что банки должны будут более пристально посмотреть и на менее привлекательные с точки зрения кредитной нагрузки группы заемщиков.

Согласно данным НБКИ заемщики из инженерно-технического персонала имеют долговую нагрузку в 21,5%, у них наиболее сильное снижение среди разных профессиональных групп (годом ранее показатель составлял 24,7%). Вполне вероятно, что данная группа имеет хороший потенциал «разработки» со стороны кредиторов. В других группах долговая нагрузка выше: у людей рабочих специальностей средний PTI составляет 28% против 29,8% годом ранее, а у заемщиков из административно-хозяйственного персонала – 30,4% против 31,7%.

Мы полагаем, что сегментация заемщиков, в том числе по уровню кредитной нагрузки, позволяет банкам искать новые ниши и выявлять наиболее интересные группы клиентов. Изучение такого рода данных даст кредиторам возможность корректировать кредитную политику с учетом рыночной конъюнктуры и избегать излишней закредитованности граждан.

Мнения экспертов банков, инвестиционных и финансовых компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more