Борис Мессерер: «Я никогда не позволял себе расслабляться»

Известный художник и сценограф  – о семье, профессии и персональной выставке
Предоставлено пресс-службой ММОМА
Предоставлено пресс-службой ММОМА

В Московском музее современного искусства (ММОМА) проходит персональная выставка Бориса Мессерера «Калейдоскоп времени». В экспозицию, отражающую многогранный творческий путь художника, вошли более 150 работ: от макетов оформления театральных постановок до акварелей, живописи и инсталляций. Все они иллюстрируют творческие методы мастера, характерные для него на разных этапах жизни. 

О масштабной ретроспективе, посвящении Венедикту Ерофееву, богемном прошлом и своем любимом стихотворении Беллы Ахмадулиной Борис Мессерер рассказал «Ведомости. Городу». 

– Расскажите свои впечатления от выставки в ММОМА. Что она значит для вас?

– Выставка на меня производит большое впечатление. Впервые собрано столько моих работ, сделанных в течение жизни. Они дают возможность увидеть себя со стороны.

– Всего в экспозиции представлено более 150 работ. Но акцент, судя по всему, сделан на ранних – конца 1950-х – начала 1960-х гг. Почему?

– Это произошло по инициативе одного из кураторов выставки – Михаила Миндлина и совпало с моим возрожденным интересом к этим же работам. Я благодарю Василия Церетели (художник, арт-менеджер, директор ММОМА. – «Ведомости. Город») за то, что он поддержал эту идею. Эти картины отражают мое более непосредственное видение натуры, соответствующее моим ранним годам.

Интерьер с балериной. Из цикла «Балерины», 1969 г. Композиция с тремя креслами и керосиновыми лампами, 1974–1980 гг. Балерина, отдыхающая в кресле. Из цикла «Балерины», 1972–1974 гг.
Интерьер с балериной. Из цикла «Балерины», 1969 г. Композиция с тремя креслами и керосиновыми лампами, 1974–1980 гг. Балерина, отдыхающая в кресле. Из цикла «Балерины», 1972–1974 гг. / Предоставлено пресс-службой ММОМА
– Почему на выставке, впрочем, как и на прошлых ваших экспозициях, неизменно присутствует инсталляция в память о Венедикте Ерофееве?

– Фигура Венички Ерофеева весьма значима для меня. Он произвел на меня в жизни огромное впечатление. Оно связано с его выдающимся произведением «Москва – Петушки», где автор с предельной искренностью, но и вместе с тем художественно рассказывает о переживаниях своего героя, подразумевая под последним самого себя.

В работе «Реквием по Венедикту Ерофееву» (инсталляция представляет собой множество винных и водочных бутылок, расставленных рядами. Почти в каждую вставлена церковная свеча. – «Ведомости. Город») я хотел отразить эпоху, в которую жил Веничка. Главное действующее лицо здесь – движение (автор добавил в свою работу большие мельничные лопасти, приводящие в движение костяшки счетов, которые, в свою очередь, вращаясь, задают определенный ритм. – «Ведомости. Город»), напоминающее, что даже период «застоя» был подвержен стихийным изменениям. Я так и называю эту инсталляцию – «Ветер перемен». А свечи – это аллегория, знак того, что бутылочки плачут по Веничке.

Инсталляция была представлена на различных выставках, в том числе в Праге на всемирной квадриеннале театрального искусства. Но она давно не выставлялась и стараниями сотрудников ММОМА была восстановлена уже сейчас в новом варианте.

Биография

Борис Мессерер родился в Москве 15 марта 1933 г. В 1956 г. окончил Архитектурный институт, одновременно с обучением посещал мастерскую А.В. Фонвизина, где осваивал акварельную технику. Важным этапом его творческой карьеры стала работа над панно «Москва» для советского павильона Всемирной промышленной выставки в Брюсселе.

В 1960 г. оформил свой первый спектакль – «Третье желание» по Вацлаву Блажеку в театре «Современник». В 1963 г. дебютировал как сценограф Большого театра, оформив балет «Подпоручик Киже» на музыку Сергея Прокофьева.

С 1990 до 1997 г. – главный художник МХАТ имени А.П. Чехова.

Много работал в области книжной графики, сотрудничал с издательствами («Искусство», «Советский писатель», «ВТО», «Политиздат», «Советская музыка»), оформлял самиздатовский альманах «Метрополь».

Борис Мессерер – академик и член президиума Российской академии художеств, обладатель серебряной и золотой медалей РАХ и ордена «За служение искусству» (2013). Живет и работает в Москве и Тарусе.


– В экспозиции также представлены два больших портрета Беллы Ахмадулиной. Есть ли у вас ее любимое стихотворение?

– Да. Больше всего я ценю «Сказку о дожде». 

– Вы работали с крупнейшими отечественными режиссерами и театрами, какие остались впечатления после этого опыта? Какие были особенности в сотрудничестве с «Современником», Большим, МХАТом? Где работалось комфортнее всего?

– Слово «комфорт» мало применимо к тяжелой работе художника. Действительно, я сотрудничал с лучшими режиссерами моего времени, в том числе с Борисом Покровским, Юрием Любимовым, Олегом Ефремовым, Анатолием Эфросом, Андреем Гончаровым, Галиной Волчек, Альберто Алонсо, Марком Захаровым.

«Современник» для меня – это работа, связанная с вхождением в профессию, встреча с большим коллективом молодых артистов – друзей, единомышленников, несущих в себе идеи времени. МХАТ, где я долгое время был главным художником, – театр, в котором я проживал жизнь в творческом соотношении с Олегом Ефремовым. В стенах Большого театра я практически вырос. Но ценю его с позиции театрального художника – как театр с хорошо налаженным производственным процессом.

Ветер перемен, кинетическая инсталляция, 2002 г. Реквием по Веничке Ерофееву, инсталляция, 2000 г.
Ветер перемен, кинетическая инсталляция, 2002 г. Реквием по Веничке Ерофееву, инсталляция, 2000 г. / Предоставлено пресс-службой ММОМА
– Друзья называли вас «королем богемы». Как появилось это прозвище? И нравилось ли оно вам?

– Я думаю, что в этом вопросе и определении содержится некоторое недопонимание моего участия в богемной жизни. Я всегда любил людей богемы, потому что богема – это свобода, но никогда не позволял себе «расслабляться», теряя власть над собой. И в каком-то смысле посильно «руководил» богемой, стараясь ввести это времяпрепровождение в рамки дружеского общения.

– Причастность к известной театральной, балетной семье (Борис Мессерер – сын балетмейстера Асафа Мессерера  и двоюродный брат Майи Плисецкой. – «Ведомости. Город») помогала вам на вашем творческом пути? А может, наоборот – мешала, тяготила?

– Это накладывало лишнюю ответственность и, быть может, иногда тяготило.

– Вы окончили Архитектурный институт. Но мир знает вас как выдающегося сценографа, художника, с недавних пор писателя. Вы не жалеете, что не пошли по профессии?

– Склоняю голову перед великим трудом архитекторов, но я рад, что стал свободным художником.

– Если бы вас попросили выбрать всего три работы, которыми вы гордитесь, какие бы вы назвали?

– Все работы достаточно мной любимы, и думаю, что правильнее было бы назвать любимые работы каждого временного периода, но сейчас не буду этого делать, чтобы не лишать зрителя собственной инициативы. 

Белла Ахмадулина. Портрет в интерьере, 1974–1980 гг.
Белла Ахмадулина. Портрет в интерьере, 1974–1980 гг. / Предоставлено пресс-службой ММОМА
– Бытует мнение, что время гениальных авторов прошло. Вы согласны с этим? Кто для вас гении прошлого века? И есть ли у них достойные преемники – наши современники?

– Исчерпывающе не могу ответить. Это может показать только время. Всегда путеводной звездой для меня была жизнь в искусстве, прожитая Ван Гогом.

– Кого из знаменитых завсегдатаев вашей мастерской на Поварской вы считаете самым недооцененным в свое время и почему?

– Думаю, что одним из таких недооцененных людей был Андрей Битов, посвятивший жизнь надвременному заочному диалогу с Александром Сергеевичем Пушкиным. 

– В каком проекте и в какой роли вам бы хотелось принять участие? Над чем сейчас вы работаете?

– В настоящее время я больше увлечен литературным трудом, пишу воспоминания, эссе, творческие «портреты».

– Где вы предпочитаете проводить лето? Часто ли бываете в Поленове, в Тарусе, также, кстати, нашедшей отражение в ваших акварельных пейзажах, представленных на выставке?

– Ну вот сейчас мы беседуем с вами, находясь в Тарусе. Я всегда пребывал в восхищении от этого города и здешних мест, работал здесь на пленэре.

Самое популярное
Наш город
От метелей до морозных каникул: Москву накрыла снежная зима
Почти треть месячной нормы осадков выпала за ночь в столице
Наш город
«Эффект Долиной»: чем закончился самый громкий скандал года
Как одна квартира в Хамовниках изменила российский рынок недвижимости
Наш город / Мнение
Город возвращает природу
На место идеальных газонов и клумб приходит естественный ландшафт
Культурный город
Лицо эпохи: 10 знаковых ролей Веры Алентовой
Работы выдающейся актрисы, оставившей яркий след в отечественном кино
Свободное время
Каникулы со вкусом: маршрут по ресторанам на каждый день январских выходных
Одиннадцать вариантов для гастрономических впечатлений
Умный город
Архитекторы и алгоритмы: пять зданий, созданных с помощью вычислительных методов
Как «параметры» и нейросети участвуют в проектировании современных построек
Свободное время
Новогодние сказки и путешествия: куда пойти в выходные 27–28 декабря
Только интересные события в Москве
Культурный город / Интервью
Миша Ленн: «Задача искусства – сделать человека лучше»
Художник-акварелист – о переосмыслении «Щелкунчика» и собственном стиле
Свободное время
Чем заняться на Новый год: шесть развлечений для домоседов
Домашний театр, рукоделие и книжный клуб – обзор для зимних каникул
Наш город / Галерея
Фотогалерея: как Москву украсили к Новому году
Город оформили световыми конструкциями и знакомыми с детства персонажами
Наш город
Где в Москве купить живую елку 2025/2026, как ухаживать, как можно утилизировать
Адреса и советы, как выбрать и ухаживать за главным символом праздника
Свободное время / Интервью
Константин Обухов: «2026-й станет годом телевидения»
Генеральный продюсер телеканала ТВ-3 – о безопасном контенте и интересе россиян к эзотерике
Городская недвижимость / Мнение
Дубайский мастер-девелопмент
Как использовать опыт ОАЭ в развитии городов России
Свободное время
Шесть локаций для праздника: как встретить Новый год в регионах России
Обзор отельных программ от Кавказа до Балтики
Культурный город
Беспилотный трамвай и автобус-амфибия: 10 самых необычных видов транспорта мира
Как культурные традиции и футуристические технологии создают уникальные маршруты