История одного здания: Мавзолей Ленина
Как символ революции стал камнем преткновения в современной РоссииНа Красной площади начинается новый этап в истории одного из самых знаковых архитектурных объектов страны – Мавзолея Ленина. В прошлом году Министерство культуры России заключило контракт на реставрацию памятника федерального значения почти на 20 млн руб., что вынудит закрыть его для посетителей на два года – до июня 2027 г. Работы должны сохранить здание и приспособить его «к современному использованию». На фоне новостей о закрытии летом 2025 г. перед мавзолеем выстроились длинные очереди, писала Афиша. За 101 год Мавзолей Ленина кардинально менялся трижды: до постоянного каменного здания 1930 г. было два временных – из дерева. Все три спроектировал один архитектор – Алексей Щусев.
«Ведомости. Город» рассказывает историю одного из самых противоречивых памятников Москвы.
Мавзолей для вождя
Когда в январе 1924 г. умер Владимир Ленин, руководство страны приняло решение сохранить его тело для публичного прощания. Решение о строительстве мавзолея приняли очень быстро. Временная деревянная усыпальница появилась на Красной площади всего через несколько дней. Проект поручили архитектору Алексею Щусеву, уже имевшему опыт работы с монументальной формой и исторической средой.
«Я имел время только для того, чтобы захватить необходимые инструменты из мастерской, а затем должен был направиться в помещение, предоставленное мне для работы. Уже наутро необходимо было начать разработку трибун, закладку фундамента и склепа мавзолея», – говорил Щусев о начале работ над мавзолеем (цитата по книге Александра Васькина «Алексей Щусев», вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей»).
К четырем утра Щусев закончил эскиз, «наскоро поставил размеры и вызвал техников для подсчета деревянных конструкций». Для строительства выбрали участок на месте бывшего Алевизова рва на Красной площади – в центре революционного некрополя. Изначально мавзолей задумывался как временное сооружение. Однако поток посетителей и политическое решение о сохранении тела сделали проект постоянным.
При этом против сохранения тела Ленина выступали его вдова Надежда Крупская и сторонники, в том числе Лев Троцкий: тот считал, что «отношение к Ленину как к революционному вождю было подменено отношением к нему как к главе церковной иерархии». Представители духовенства в СССР официально о мавзолее не высказывались, но за два дня до похорон «Вечерняя Москва» процитировала патриарха Тихона: тот заявил, что Ленин, в отличие от Льва Толстого, не отлучен от церкви и по нему можно служить панихиды. В том же выпуске газеты выступил академик-анатом Алексей Абрикосов, который руководил процедурой бальзамирования тела Ленина: он впервые публично высказал мысль об идее длительного сохранения тела вождя.
В 1930 г. было завершено строительство каменного здания. Облицовку выполнили из красного гранита и черного лабрадорита. Цвета были выбраны не случайно: красный – цвет революции и Кремлевской стены, черный – цвет траура и монументальности. Контраст создает графичную, почти плакатную выразительность.
При строительстве каменного мавзолея действовала прямая директива правительства: использовать исключительно советские материалы. Надпись «Ленин» вырезали из редкого малинового кварцита. Буквы установили на монолитную 20-тонную плиту из черного лабрадорита. Щусеву пришлось лично объезжать каменоломни на Волыни, чтобы наладить добычу, распиловку и отправку блоков в Москву. Шлифовка и полировка велись прямо на Красной площади.
У Щусева на тот момент уже был опыт работы над траурными и мемориальными сооружениями. Он создал надгробие премьер-министра Петра Столыпина, часовни на могилах Дмитрия Шубина-Поздеева и Натальи Шабельской. В своей речи на заседании сессии отделения истории и философии АН СССР, посвященной 800-летию Москвы, архитектор говорил, что при проектировании обращался к древним памятникам – пирамидам, мавзолеям Августа и Адриана, гробнице Пирра, замку Святого Ангела. Но все они «были более или менее колоссальными», в то время как Мавзолей Ленина имел относительно скромные размеры. Построить грандиозный памятник, сопоставимый с собором Василия Блаженного и башнями Кремля, значило бы «стеснить Красную площадь», считал Щусев. Скорее всего, по той же причине архитектор не увенчал мавзолей шпилем или шатром.
Трибуна власти
С первых лет мавзолей выполнял двойную функцию. С одной стороны, он стал символом памяти и национальной идентичности. С момента его открытия в 1924 г., когда тело Ленина было помещено в мавзолей на Красной площади, здание стало важнейшей частью советской культуры. Ежегодно сюда приходили миллионы людей, чтобы выразить дань уважения основателю Советского государства. С другой стороны, мавзолей стал своеобразной государственной сценой. Одним из ярких примеров этому является 7 ноября 1941 г., когда во время Великой Отечественной войны на Красной площади прошел знаменитый парад, за которым Иосиф Сталин следил непосредственно с крыши мавзолея.
Как рассказала в беседе с «Ведомости. Городом» кандидат исторических наук, доцент кафедры москвоведения, краеведения и региональной истории исторического факультета РГГУ Ирина Азерникова, в 1920–1930-х гг. мавзолей на Красной площади привлекал большое количество и иностранных гостей. По ее словам, это было связано с несколькими факторами: политическим интересом к советскому эксперименту, личностью Ленина как символа революции, а также с ролью мавзолея как идеологического символа нового политического строя.
Иностранцы, включая журналистов, писателей и интеллектуалов, стремились лично увидеть, как работает новая социалистическая система. Мавзолей, как часть этого эксперимента, становился обязательным пунктом посещения, говорит историк. Иностранные посетители часто не испытывали того благоговения, о котором рассказывали советские граждане, поясняет Азерникова. «Основная цель экспозиции – демонстрация тела как символа продолжающейся государственной власти – не всегда достигалась. Зачастую иностранных гостей больше интересовало само тело, а не его символическое значение», – отмечает эксперт
Уже в 1953 г. рядом с Лениным было размещено тело Сталина. Надпись на фасаде изменили на «Ленин Сталин». Через восемь лет, после развенчания культа личности, его перенесли в кремлевский некрополь. Монолитную каменную плиту сняли, сейчас она хранится на территории Московского камнеобрабатывающего комбината в Долгопрудном. На фасад вернули прежнюю надпись «Ленин».
Ленина надолго вывозили из мавзолея только один раз: во время Великой Отечественной войны его эвакуировали в Тюмень вместе со всем необходимым оборудованием и группой специалистов лаборатории. В Москву тело вернули в 1945 г., вскоре после того как мавзолей в очередной раз реконструировали, увеличив высоту правительственной трибуны.
Ленин жив
Мавзолей стал одним из главных архитектурных символов СССР. Его ежегодно посещали несколько миллионов человек, изображали на почтовых марках, плакатах и в агиттекстиле. До конца советской эпохи перед мавзолеем принимали в пионеры, а с главной трибуны выступали руководители партии и правительства. А после смерти многих из них хоронили в кремлевском некрополе за зданием; традиция прервалась только в 1990-е гг.
В некрополе похоронены все руководители ЦК, кроме Хрущева и Горбачева, Юрий Гагарин, Клара Цеткин и др. Отдельный колумбарий есть и в самом мавзолее, прямо под траурным залом: он пустует и долгие годы был замурован – его обнаружили в 2013 г., писал «Московский комсомолец».
Первым публичным критиком идеи сохранения тела в перестроечные годы стал режиссер Марк Захаров. 21 апреля 1989 г. в прямом эфире телепередачи «Взгляд» он сказал, что Ленина пора «простить и захоронить по-человечески».
Что сейчас россияне думают о Мавзолее Ленина?
Почти половина россиян (44%) не поддерживают снос Мавзолея Ленина, а также перезахоронение его и других деятелей советской эпохи из некрополя у Кремлевской стены. В поддержку этой инициативы высказался каждый третий россиянин (36%). Затруднились с ответом 19% респондентов, отказался отвечать 1%. Об этом в сентябре 2025 г. писали «Ведомости» со ссылкой на исследовательскую группу Russian Field.
Согласно опросу, женщины активнее поддерживают идею перезахоронения Ленина (39% «за», 41% «против»), чем мужчины (33% «за», 49% «против»). Среди возрастных категорий наибольший отклик эта идея нашла у россиян в возрасте 30–44 лет (42% «за», 39% «против»), а наибольшее отторжение мысль о сносе Мавзолея Ленина вызывает у старшего поколения в возрасте от 60 лет (54% «против», 33% «за»). Вместе с ними те, кому от 45 по 59, также чаще выступают против (45%) перезахоронения советских деятелей, чем «за» (36%). Мнение молодежи (18–29 лет) разделилось поровну – по 35% «за» и «против».
В начале 1990-х гг. тему перезахоронения подняли мэр Москвы Юрий Лужков и глава Петербурга Анатолий Собчак. Но, по воспоминаниям Собчака, президент Борис Ельцин занял выжидательную позицию, считая, что «нужно подождать, пока не вымрет все поколение заядлых коммунистов, тогда наконец и Ленин найдет свое успокоение». Тем не менее в 1993-м у мавзолея был снят почетный караул военнослужащих Президентского полка. В 1997 г. Ельцин предложил провести общенациональный референдум. «Пусть народ решит – похоронить его по-христиански или оставить так, как есть», – говорил президент (цитата по ТАСС). Эту идею поддержал академик Дмитрий Лихачев. Но референдум так и не был проведен. Через две недели после предложения Ельцина Госдума приняла заявление, в котором депутаты призвали «предотвратить акт политической мести» и назвали предложение о перезахоронении «откровенным вандализмом».
Бывший премьер-министр Сергей Степашин позже утверждал, что в 1998-м Ельцин рассматривал вариант сноса здания, несмотря на то что ансамбль Красной площади и Кремля вместе с мавзолеем уже был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, сообщал «Интерфакс». По словам Степашина, президента удалось отговорить, сославшись на «неподходящее время». В 2024 г. бывший премьер заявил, что Ленина все же убирать не стоит, потому что на него «интересно посмотреть», но некрополь нужно перенести. «Я помню выступление Пола Маккартни, он приехал на Красную площадь, сказка была. А рядом – могилы, погосты, кладбища. Вот это не по-людски», – говорил экс-премьер в интервью ТАСС.
Русская православная церковь также неоднократно призывала похоронить Ленина по христианскому обычаю. В 2020 г. глава отдела внешних церковных связей митрополит Илларион в эфире телеканала «Россия 1» заявил, что вождю не место на главной площади страны, а в самом мавзолее уместнее открыть музей памяти жертв массовых репрессий. Ранее лидер коммунистов Геннадий Зюганов в интервью «Комсомольской правде» призывал «оставить в покое» Ленина и утверждал, что он захоронен по православным канонам, а Нагорная проповедь Иисуса и Моральный кодекс строителя коммунизма «совпадают даже текстуально».
В июне 2025 г. на православном телеканале «Спас» вышла документальная лента Андрея Афанасьева «Мумия», вызвавшая широкий резонанс. «Фильм ищет ответ на вопрос: зачем понадобилось обожествлять того, кто сам был богоборцем, и что нам дальше с этим наследием и с мавзолеем делать?» – сказано в описании на сайте «Спаса». Уже в июле фильм стал одной из тем обсуждения на съезде КПРФ. Коммунисты не согласились с тезисами, высказанными в фильме, и призвали провести проверку телеканала на предмет иностранного финансирования.
Если вокруг тела Ленина много дискуссий, то о здании высказываются реже. В рамках архитектурных конкурсов мавзолей не переосмысливали до 2020 г. С такой инициативой выступил Союз архитекторов России, предложив архитекторам подумать над концепцией по «реиспользованию» мавзолея. Президент Союза архитекторов Николай Шумаков в беседе с РБК напомнил, что Ленин завещал похоронить его на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге рядом с его матерью Марией Ульяновой. «Наверное, это рано или поздно случится», – резюмировал он.
С подобным предложением опять не согласился Зюганов. «Я считаю, что это никакой не конкурс, никаких не архитекторов. Это грязная провокация людей, которые ничего общего не имеют ни с историей страны, ни с серьезной архитектурой», – сказал политик РБК. В итоге ни одна задумка архитекторов так и не была реализована.
В мае 2025-го стало известно, что мавзолей закроют на двухлетнюю реставрацию. Согласно проведенной экспертизе, здание находится в неудовлетворительном состоянии. Помимо ремонта часть переоборудуют под «административные нужды», в том числе расширят помещение для хранения оружия. При этом работы не затронут главный траурный зал, так что тело Ленина перемещать не будут.
Символическое значение мавзолея сохраняется в качестве исторического маркера советской эпохи, поясняет «Ведомости. Городу» историк Ирина Азерникова. При этом, по ее словам, современное восприятие характеризуется рядом особенностей. С одной стороны, сегодня полностью отсутствует массовый сакральный культ, но присутствует многообразие индивидуальных интерпретаций. Идеологический аспект проявляется в сохранении памяти об исторической роли Ленина при полном отсутствии религиозного почитания и доминировании светского подхода к восприятию, добавляет она. Эксперт говорит, что сакрализация как массовое явление осталась в прошлом, но любые открытые дискуссии на эту тему до сих вызывают неоднозначные реакции.