Что читает директор Центра толерантности Еврейского музея
Стругацкие, «Повелитель мух», нон-фикшн о дружелюбии и другие любимые книги Анны МакарчукВ рубрике «Книжная полка» предприниматели, деятели искусства и другие знаменитости города рассказывают о книгах, которые произвели на них наибольшее впечатление и подарили полезные прикладные знания. Героиня выпуска – директор Центра толерантности Еврейского музея Анна Макарчук.
«Я люблю книги, которые заставляют думать. В литературе я ищу ответы на волнующие меня вопросы: о поиске взаимопонимания, о границах человечности. И мне в равной степени помогают и художественная проза, и нон-фикшн», – поясняет Макарчук. В интервью «Ведомости. Городу» руководитель Центра толерантности рассказала о первом «запойном» чтении, любимом еврейском авторе, а также о том, чем ее привлекает научная фантастика.
«Тимур и его команда» Аркадия Гайдара
Летом 1939 г. две сестры, дочери полковника, приезжают в дачный поселок. Там они знакомятся с группой ребят, которые решили на добровольных началах помогать пожилым людям и неполным семьям. Лидер отряда помощников – решительный и отважный подросток Тимур. Впервые повесть была опубликована в 1940 г.
Думаю, это был мой первый серьезный контакт с литературой. Благодаря Аркадию Гайдару я осознала, что книга может быть способом попасть в другой мир и там немного пожить. От этой повести меня просто невозможно было оторвать. Именно тогда начался знакомый любому юному книголюбу период – когда ты читаешь по ночам с фонариком под одеялом и дергаешься от каждого шороха: вдруг родители проснулись! Я так восхищалась Тимуром, так гордилась его командой, так переживала, когда их не понимали взрослые или третировала банда хулиганов! И сегодня я понимаю, что эта книга, которую в советские времена читали миллионы, фактически предвосхитила (вдохновила?) современное волонтерское движение.
«Гадкие лебеди» Аркадия и Бориса Стругацких
В неназванном городе некоей капиталистической страны родители утратили контакт со своими детьми. Взрослые считают, что подростков настраивают против родных так называемые мокрецы – странные обитатели местного лепрозория. Повесть была написана в 1967 г., активно распространялась в самиздате. Впервые нелегально была опубликована во Франкфурте-на-Майне в 1972 г., а в СССР официально вышла в 1986 г. Позднее вошла как одна из сюжетных линий в роман Стругацких «Хромая судьба».
Взрослая литература вошла в мою жизнь с братьями Стругацкими. Одна из моих самых любимых вещей – «Гадкие лебеди». Это многослойная и невероятно актуальная повесть про конфликт поколений – о том, почему родители теряют авторитет в глазах своих детей и как порой трудно переосмыслить отношения с повзрослевшими отпрысками. Стругацкие говорят о довольно болезненных аспектах темы. Например, о переживании инаковости – как своей, так и своих детей. В Центре толерантности мы много работаем с этой проблемой, поэтому к «Гадким лебедям» я регулярно возвращаюсь. Вообще, я очень люблю жанр научной фантастики – за то, что он заглядывает в будущее.
«Повелитель мух» Уильяма Голдинга
В разгар вымышленной войны на необитаемом острове разбивается эвакуационный самолет. В авиакатастрофе выживают только дети 5–12 лет, которые теперь вынуждены жить сами по себе. Впервые роман опубликован в 1954 г. А в 1983 г. Уильям Голдинг получил Нобелевскую премию по литературе.
Впервые я прочитала «Повелителя мух» в студенчестве. Тогда роман буквально привел меня в ужас – и продолжает ужасать до сих пор. Это точно не чтение для удовольствия, что, конечно, не повод пройти мимо. По первому образованию я биолог, и «Повелитель мух» для меня – удачный пример исследования соотношения природного и социального в человеке. Голдинг отлично показывает, как тонок слой цивилизации и как порой легко вырывается наружу животное, что таится внутри каждого из нас. Герои романа – дети, которые остаются без взрослых и постепенно впадают в варварство. Но описанную в романе динамику легко спроецировать на общество в целом. Почему одни люди так активно стремятся к лидерству, а другие так легко соглашаются подчиняться? Что произойдет с социумом, если отключить такие предохранители, как верховенство закона?
«Выживает самый дружелюбный» Брайана Хэйра и Ванессы Вудс
Полное название книги: «Выживает самый дружелюбный. Почему женщины выбирают добродушных мужчин, молодежь избегает агрессии и другие парадоксы, которые помогут узнать себя лучше». Авторы, эволюционные антропологи, приводят массу примеров, как дружелюбие обеспечивает стратегический успех. Одна из глав посвящена социальным экспериментам над одомашненными лисами в Новосибирске.
Пожалуй, лучшая книга о толерантности. Сегодня в массовом сознании распространено мнение, что выживает и преуспевает сильнейший. Но Хэйр и Вудс спорят с этой теорией и дают потрясающе убедительное научное обоснование того, что дружелюбие более выгодно. Нет сомнений, что наш биологический вид эволюционно успешен. Однако мы точно не самые сильные на планете существа. Люди преуспели, потому что сами себя «одомашнили». Это наше эволюционное преимущество: мы научились не проявлять агрессию к представителям своего сообщества. Именно эмпатия и милосердие позволили нам выжить. Есть, конечно, и обратная сторона: мы как никто враждебны к тем, кого считаем чужими. Часть моей работы заключается в том, чтобы доказывать, почему толерантность и есть самая выгодная стратегия. Поэтому я часто апеллирую к книге Хэйра и Вудс.
«Стили менеджмента» Ицхака Адизеса
Известный писатель и бизнес-консультант доказывает, что «идеальный руководитель» – это миф. По его мнению, для эффективного руководства нужна команда менеджеров, каждый член которой выполняет одну из базовых функций в совершенстве, а остальными владеет на приемлемом уровне.
Могу с уверенностью назвать Ицхака Адизеса своим любимым еврейским автором. Мне очень близка его идея, что наши суперспособности – это обратная сторона наших уязвимостей. Соответственно, невозможно добиться идеального сочетания компетенций в одном человеке. Но вполне реально создать эффективную команду, в которой игроки дополняли бы друг друга и прикрывали слабые стороны коллег. Лично мне Адизес помог принять мою неидеальность как руководителя и относиться спокойнее к своим и чужим несовершенствам. Главное – чтобы вы были сильнее вместе, чем по отдельности.