Читайте также
Гламур в палатке. Как устроить «дикий» отдых с комфортом
Денис Кутергин: «Раньше Москва была как отдельные островки»
Средство без опасности. Самокаты ищут свое место в городе

В поход на двух колесах. Как организуют туры на велосипедах в Подмосковье

Совместить жиросжигающую тренировку с созерцанием природы и песнями у костра
Freepik

Провести насыщенные выходные, совместив созерцание природы с активной нагрузкой, можно не только на дачных грядках, но и в велотурах по Подмосковью и ближайшим регионам. Хотя и здесь придется попотеть: крутить педали под палящим солнцем или изнурительным дождем на протяжении дня сможет не каждый.

Велотуры – неплохой вариант развеяться на выходных, сменив бетонные городские пейзажи на виды полей, лесов и озер. При этом необязательно иметь собственный велосипед – его предоставит компания-организатор. Она же возьмет на себя заботу о необходимом снаряжении, включая палатку и спальник, а также организует питание, места привалов и ночевки. Но перед выездом стоит все же подготовиться к путешествию, оценить нагрузку и сравнить свои ожидания с возможной реальностью. «Ведомости. Город» отвечает на пять главных вопросов о турах на велосипедах.

Что покажут в путешествии?

В Москве и Подмосковье сегодня существуют десятки велоклубов, организующих туры выходного дня на велосипедах. Обычно это энтузиасты, собирающие команду из 2–4 инструкторов, которые сопровождают группу в дороге, следят за безопасностью, готовят обед и чинят двухколесный транспорт при необходимости.

В путешествие можно отправиться как на полноценный день с утра до позднего вечера, так и на два дня с ночевкой. За один день (от 4000 руб. с человека с арендой велосипеда и питанием) удастся посмотреть, например, города Солнечногорск с набережной озера Сенеж, Клин с живописными парками, окрестности города Дмитрова с видом на реку Яхрому или Серпухов, на южной окраине которого река Нара впадает в многоводную Оку. Но куда интереснее приключение на два дня – тут и шашлык на костре, и песни под гитару на закате, и ночь в палатке под громкое кваканье лягушек, зазывающих партнерш в брачные игры. За выходные (от 7000 руб. с человека) можно прокатиться, например, из Конакова в Тверь с ночевкой в сосновом лесу на берегу Волги, поколесить по окрестностям Владимира с остановками на земляничных и черничных полянах или преодолеть маршрут Тверь – Торжок с осмотром заброшенных церквей в уже не существующих на карте деревнях.

Какая в велотуре нагрузка?

Точкой старта в турах обычно назначают станцию пригородной электрички за городом, из Москвы до места нужно добраться самостоятельно. У станции группу туристов от 5 до 20 человек встретят инструкторы с велосипедами. Они расскажут о базовых правилах безопасности и объяснят, как двигаться в группе, в том числе как правильно поворачивать, преодолевать препятствия, когда можно обгонять и какой сигнал при этом подать.

Велоклуб VeloFlow

Маршруты делятся по уровням сложности, в зависимости от скорости передвижения и препятствий, но классические велотуры выстроены так, чтобы их могли осилить люди с любым уровнем подготовки. В среднем крутить педали придется со скоростью от 7 до 15 км/ч, преодолевая в день расстояние от 20 до 40 км с остановками, говорит глава велоклуба VeloFlow Михаил Бахин. Так как стандартные велотуры проходят в познавательно-развлекательном формате, спортивная подготовка для них не нужна, отмечает фитнес-эксперт сети клубов X-Fit Руслан Панов. «В таких поездках пульс не поднимается выше 80% от предельно допустимого – а максимально допустимый показатель ЧСС рассчитывается из формулы 220 ударов в минуту минус возраст человека. При этом велопоездки являются отличной жиросжигающей тренировкой, а за счет переключения скоростей можно подобрать комфортный режим работы мышц ног», – объясняет Панов.

Больших ограничений по здоровью для длительных велопоездок нет, говорит эксперт. Исключение составляют серьезные диагнозы, связанные с нарушением работы нервной системы, которые в принципе не позволяют ездить или контролировать движение на велосипеде, например ДЦП. «Ограничения или хронические изменения опорно-двигательного аппарата решаются тонкой настройкой велосипеда. При болях в спине руль нужно ставить выше седла, при болях в коленях седло ставить чуть ближе к педалям», – рекомендует Панов. Велотуры могут быть полезны и для кардиореспираторной системы, которая таким образом тренируется в интенсивном, но не изнуряющем режиме, отмечает эксперт.

Детей от 14 лет (в некоторых организациях – от 10 лет) тоже можно брать в дорогу, но для начала лучше потренироваться с ними на коротких городских маршрутах и уже потом решать, сможет ли ребенок осилить полноценный велопоход.

Кто везет багаж путешественников, еду и снаряжение?

Если желающим покорить Эверест в пути помогают носильщики-шерпы, то в велотурах всю нагрузку на себя берет автомобиль сопровождения. В него можно сложить сумки со сменной одеждой, обувью, купальниками, зарядными устройствами и обеденным набором под загадочной аббревиатурой КЛМН (кружка, ложка, миска, нож). В машине также перевозят палатки, спальники, туристические коврики и запасные колеса для велосипедов на случай, если в дороге случится неприятность.

Обычно автомобиль передвигается отдельно от группы, по дорожным трассам, но в пункт назначения всегда прибывает раньше туристов. Когда инструктор объявляет очередной привал, участникам можно не волноваться – все нужные им принадлежности уже на месте. Хотя некоторые вещи организаторы все же рекомендуют брать с собой, например бутылку с питьевой водой, головной убор, крем для загара в случае жары, а также личные лекарства. Все это можно сложить в легкий непромокаемый рюкзак-мешок и закинуть на плечи. В ряде компаний предлагают разместить вещи в велосумках объемом 40 л, которые закрепляют на туристических багажниках.

Насколько это безопасно?

Маршруты велотуров чаще всего проходят по проселочным и грунтовым дорогам, вдоль берегов рек и водохранилищ, по тропинкам национальных парков – где столкновение с автомобилем исключено. Если путь преграждает трасса, группа пересекает ее по установленному переходу.

Freepik

Организаторы велотуров советуют брать с собой полис ОМС или оформлять отдельный страховой полис на поездку. В некоторых велоклубах отдельная страховка – обязательное условие.

Единой статистики по травмам, полученным в велотурах, нет. По данным исследования, проведенного аналитиками Страхового дома ВСК в 2022 г., 70% обращений в ВСК, связанных с травмами в результате падений, поступало именно от велосипедистов. В целом больше рискуют несовершеннолетние (70% происшествий с велосипедами), а каждый пятый пострадавший – в возрасте от 30 до 40 лет (20% ЧП). Хотя организаторы велотуров, опрошенные «Ведомости. Городом», уверяют, что при соблюдении правил безопасности инциденты в дороге – скорее исключение, чем правило. И в большинстве случаев ущерб ограничивается ссадинами, которые можно на месте обработать антисептиком и залепить бактерицидным пластырем.

На что обычно жалуются новички?

«Если турист не взял с собой репеллент, он начинает мучиться от обилия мошкары. Если в ясный день у него нет солнцезащитного крема, он может обгореть. Не взял дождевик – промок под дождем», – приводит примеры основатель компании по организации велотуров «Бери поход» Артем Османов. Хотя о том, что нужно взять все эти вещи с собой, участников тура предупреждают заранее. А в ряде компаний дождевики и репеллент входят в стоимость услуг.

Кроме того, перед велотуром важно хорошо выспаться и поесть. День предстоит длинный, а перерывы в пути четко обозначены по времени. Полноценно отдохнуть и поспать получится только ночью. Также лучше заранее предупредить организаторов о своих пищевых предпочтениях, диетах или возможных аллергических реакциях. Обычно в походах организуют полноценное трехразовое питание: на завтрак может быть каша или омлет с бутербродами, на обед – суп и мясо по-французски, на ужин – салат и макароны по-флотски или (если повезет) шашлык. Все это тургиды готовят на костре, мангале или на переносных газовых и электроплитах. В течение дня на остановках также предусмотрены перекусы с бананами, печеньем и сладким чаем.

Но даже с этим обилием еды некоторые участники, не привыкшие к физической нагрузке, чувствуют себя голодными. Чтобы перекус всегда был под рукой, желательно взять с собой несколько снеков или любимых фруктов, а также воду, советует студентка Финансового университета Дарья Радыгина. Она впервые протестировала велотур по Подмосковью в июле. «Перед поездкой я думала, что не буду есть в пути. Но в процессе ты понимаешь, насколько это энергозатратно», – говорит Радыгина. Кроме того, девушка советует новичкам взять с собой комплект сменной одежды, ведь в пути придется попотеть.

Бонус

В таких путешествиях горожане скидывают с себя всю мишуру, отмечают участники велотуров. «На природе люди забывают о городской рутине, становятся более искренними и позитивными, парни проявляют себя как джентльмены», – говорит Дарья Радыгина. В походах сближение людей происходит гораздо быстрее, чем в городских условиях, а дружеские отношения сохраняются и после тура, добавляет Артем Османов из компании «Бери поход». За выходные, проведенные на природе, человек будто проживает маленькую жизнь, перезагружается и с новыми силами возвращается в понедельник на работу.

Самое популярное
Наш город
Москвичи проявили интерес к моде, альпак на ВДНХ стало больше – хорошие новости
Только положительные события в завершении недели
Наш город
На юго-востоке Москвы начали строить деловой центр «Южный порт – Текстильщики»
Столица намерена реализовать крупнейший проект реорганизации бывшей промзоны
Свободное время / Галерея
Как проходит международная выставка косметики и парфюмерии InterCHARM
В этом году более 50% участников мероприятия – российские производители
Наш город
От мехов к монохрому: как за 25 лет изменилась столичная мода
Эксперт в области моды Илектра Канестри – об эволюции стиля москвичей
Городская недвижимость
Город по вертикали: почему в Москве становится больше жилых небоскребов
С конца 90-х вместе с качеством девелоперских проектов растет и высота новостроек
Свободное время
Куда пойти в выходные 12–13 октября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Наука зарабатывать: 14 вузов Москвы присоединились к сервису для связи с бизнесом
Хаб Московского инновационного кластера поможет внедрять разработки в реальный сектор экономики
Горожане
Иван Туринге: «Отсутствие в городе пестрящей рекламы – это просто божественно»
Гуляем по Москве с сооснователем и гендиректором «МТС Юрент»
Наш город
Город и бизнес: Москва получила премию Global Innovation & Tech Excellence Awards
Международное жюри отметило программы государственно-частного партнерства
Умный город
Оптимизация в деле: как столичные предприятия перезагружают производство
Более 7 млрд рублей сэкономил московский бизнес благодаря нацпроекту «Производительность труда»
Наш город
В Москве планируется запуск единой системы контроля качества водных объектов
Город уже предпринял масштабные шаги по модернизации очистных сооружений
Наш город
Московский ренессанс: как в городе возвращают к жизни исторические здания
В столице в работе реставраторов сейчас находятся 500 объектов культурного наследия
Наш город
В Москве начали подключать отопление
Первыми тепло получат социальные объекты столицы
Наш город
Модный договор: более 50 стран в Москве создали новую федерацию БРИКС
В ее задачи войдут углубленное партнерство, устойчивое развитие и поддержка молодых специалистов
Наш город
Детсады, поликлиника, ледовый дворец: какие соцобъекты построят в ТиНАО
Сергей Собянин рассказал о проектах в новой Москве