От теремов до авангарда: города России с архитектурой разных эпох
Где в одном пространстве можно познакомиться с архитектурной историей страныДореволюционные купеческие особняки, каменные палаты XVII в. и кварталы советских архитектурных ансамблей – все это можно увидеть в российских городах, где сохранился подлинный облик прошлых эпох. «Ведомости. Город» и эксперты Высшей школы бизнеса (ВШБ) НИУ ВШЭ составили список колоритных городов, которые стоит посетить ради «путешествия во времени».
«Во многих городах России сохранились кварталы, где в одном пространстве можно увидеть наследие разных эпох: купеческие дома, монастырские ансамбли, конструктивистские комплексы и послевоенные ансамбли сталинского ампира. Сохранение такого наследия делает города узнаваемыми и помогает выстраивать их современный образ», – подчеркивает профессор департамента маркетинга, специалист по брендингу территорий ВШБ ВШЭ Кирилл Рожков.
Томск
Томск – настоящая архитектурная летопись Сибири, где на одной улице можно встретить как шедевры купеческого зодчества, так и эталоны советского модернизма. Яркими образцами купеческой эпохи служат великолепные особняки: легендарный дом с драконами на Красноармейской, особняк архитектора Станислава Хомича и изящный дом с жар-птицами. Не менее впечатляет монументальный дом с шатром купца Девеева, а также изысканный доходный дом Фуксмана. Их фасады, насыщенные лепниной, скульптурными элементами и сложными орнаментами, являются энциклопедией символизма и модерна, запечатлевшей вкусы и амбиции томской элиты рубежа XIX–XX вв.
Советский модернизм оставил в городе ряд ярких архитектурных доминант. Ключевыми примерами этого периода служат футуристический комплекс Речного вокзала архитектора Гари Берковича, внушительный Дом Советов, а также Театр драмы и Большой концертный зал. Их строгие, но пластичные формы, лишенные излишнего декора, стали воплощением эстетики и идеалов своей эпохи.
Недалеко от проспекта Кирова расположен Дворец пионеров, узнаваемый по своему двухуровневому фасаду из красного кирпича. Особое внимание привлекает пристройка с монументальным мозаичным панно «Парад планет», созданным томским художником Николаем Беглюком.
Рыбинск, Ярославская область
Рыбинск – один из тех городов, где можно почувствовать атмосферу купеческой эпохи за счет стилизации внешнего облика исторического центра в соответствии с образом города начала XX в.
Главная архитектурная доминанта – Спасо-Преображенский собор на Соборной площади, построенный в начале XIX в. Рядом расположены классические Торговые ряды с арочными галереями, где когда-то шла активная торговля.
По обе стороны Волги сохранились многочисленные купеческие особняки – особенно интересны дома на улицах Стоялой и Пушкина, с элементами классицизма и эклектики. А если пройтись вдоль набережной, можно увидеть речной вокзал 1905 г. и кирпичные склады, которые служили перевалочными пунктами для волжских грузов. Завершает архитектурную панораму Рыбинский мост – еще одна узнаваемая часть городского пейзажа.
Ощутить дух СССР можно в рыбинском музее «Советская эпоха». Он расположился в уникальном уголке города – микрорайоне ГЭС-14, который был построен для гидростроителей в конце 30-х гг. прошлого века. Этот архитектурный ансамбль в стиле сталинского ампира бережно сохранил свою особую атмосферу, которая идеально дополняет экспозицию музея.
Новосибирск
Новосибирск задумывался как столица советской Сибири, и его центр до сих пор хранит дух той эпохи. На Красном проспекте можно увидеть дома-дворцы в стиле сталинского ампира: массивные здания с колоннами, башенками-бельведерами, барельефами и статуями, изображающими трудовую жизнь советских людей. Главный акцент – Новосибирский театр оперы и балета, самое большое театральное здание страны. Рядом, на площади Ленина, расположены дома науки и культуры – вместе они создают цельный ансамбль, где монументальность соседствует с повседневной жизнью.
Наследие купеческой архитектуры рубежа XIX–XX вв. составляет важную часть исторического центра Новосибирска. Этот пласт застройки сформировался в дореволюционные годы, когда город, тогда носивший имя Ново-Николаевск, переживал свой первый экономический расцвет. Среди наиболее ярких примеров – изящные особняки купцов Сурикова, Мировича и Розенфельда. Их эклектичный облик, в котором причудливо сочетаются элементы барокко, классицизма и сибирского деревянного зодчества, прекрасно отражает вкусы и амбиции эпохи.
Деловая активность города воплотилась в строгих формах конторы инженера Будагова, где сегодня располагается музей, а о достатке свидетельствует роскошный дом купчихи Пятковой. Архитектурной доминантой и духовным символом того времени стал величественный собор Александра Невского, построенный в 1899 г.
Екатеринбург
Прогулка по центру Екатеринбурга позволяет увидеть амбиции его былых владельцев – могущественных уральских промышленников и купцов, превративших город в один из деловых центров империи. Дом Агафуровых, возведенный в 1896–1898 гг., представляет собой уникальный памятник деревянного зодчества, выполненный в русском стиле и богато украшенный замысловатой резьбой.
Наряду с ним выделяется доходный дом купца Чувильдина – двухэтажное кирпичное здание, построенное на берегу Исети по проекту архитектора Александра Чирковского. Для его оформления был выбран популярный в то время «кирпичный» стиль, подчеркивающий монументальность и тектонику кладки.
Богатство и вкус екатеринбургского купечества воплотились в сказочных формах особняка Тарасова, роскошном Аптечном доме Германских и изысканном доме Блинова. Фасады этих зданий, украшенные изразцами, лепниной и коваными элементами, рассказывают истории о торговых путях и горнозаводской славе Урала.
Екатеринбург также называют столицей конструктивизма – и не случайно. В 1920–1930-е гг. здесь появилось много зданий, ставших символами нового стиля. Дом-коммуна «Исеть», жилой комплекс Городка чекистов, здание Главпочтамта и спортивный клуб «Динамо» – каждый из этих объектов отражает идею функциональности и простоты, характерную для архитектуры того времени. Их строгие линии и лаконичные формы контрастируют с купеческими особняками XIX в. и промышленными корпусами начала XX столетия, сохранившимися в центре. Такое соседство делает Екатеринбург городом, где особенно заметна смена архитектурных эпох.
Волгоград
Архитектурный облик Волгограда сформировался в послевоенные годы, когда город восстанавливали после Сталинградской битвы. Сегодня его центр – классический пример сталинского ампира. Широкие проспекты, массивные дома с колоннами и декоративной лепниной, Дворец культуры профсоюзов с круглой колоннадой и планетарий с куполом, увенчанным скульптурой девушки с голубем, создают величественный ансамбль.
Главный символ города – мемориальный комплекс на Мамаевом кургане с монументом «Родина-мать зовет!», который стал одной из самых узнаваемых скульптур страны.
Историческое наследие Волгограда, несмотря на масштабные разрушения военных лет, хранит отдельные жемчужины и купеческой архитектуры бывшего Царицына. Эти здания – подлинные свидетели расцвета города как крупнейшего торгового центра Нижнего Поволжья. Среди наиболее ярких памятников – особняк купчихи Репниковой, впечатляющий образцами русского стиля. Изящным декором и богатой историей привлекает здание Казачьего театра, построенное купцом Александром Шлыковым. Подлинным символом дореволюционного Царицына остается здание пожарной команды с каланчой, возведенное на средства городской казны.
Вместе эти уцелевшие здания создают уникальный архитектурный ландшафт, позволяющий увидеть контуры богатого купеческого прошлого города.