Подают коррекцию: когда закончится череда закрытий заведений общепита
И что происходит на ресторанном рынкеПрошедший 2025 г. ознаменовался чередой громких закрытий ресторанов. В Москве перестали работать Amy, Lou Lou, Focacceria, CuttaCutta, Cape, Aquatica и Champagne Charlie's Bistro и ряд других заведений, в Санкт-Петербурге – «Магадан», Veter и «Гребешки». В начале 2026 г. череда закрытий продолжилась: в столице навсегда закрыли двери «Дорогая, я перезвоню», the toy, Smoky BBQ, beerside – всего 45 заведений, согласно подсчетам журналистов издания Baza. Эти события стали тревожным сигналом для всей отрасли, говорят эксперты.
Согласно данным «Яндекс. Карт», проанализированным «Коммерсантом», в ноябре 2025 г. общее число предприятий общепита в России сократилось на 3,1% к по сравнению с аналогичным периодом год назад. Особенно сильно пострадали некогда популярные сегменты: число пиццерий уменьшилось на 6,4%, суши-баров – на 7,5%. В то же время продемонстрировали рост кофейни (+4,3%) и столовые (+2,2%).
Впрочем, по итогам прошлого года статистика стала менее тревожной. Согласно данным, предоставленным «Ведомости. Городу» в «Яндекс. Картах», на 1 января 2026 г. общее количество точек общепита в стране увеличилось на 0,42% относительно 1 декабря 2025 г. до 110 804 штук. В частности, число суши-баров выросло на 2,15%, пиццерий – на 0,57%, ресторанов – на 1,37%. Но если проанализировать более подробные данные по городам и сегментам, есть тревожные звоночки: так, в Новосибирске и Краснодаре сократилось число фудмоллов на 20% и 25% соответственно, в Челябинске упало число пиццерий на 5,26%, в Омске на 5,76% сократилось количество кафе.
Коррекция или начало кризиса?
Эксперты, опрошенные «Ведомости. Городом», видят в происходящем пессимистичные перспективы. Председатель комитета «Деловой России» по ресторанному бизнесу, основатель и управляющий сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров назвал зафиксированное в ноябре снижение числа заведений на 3,1% лишь началом длительной негативной тенденции, а ключевой причиной происходящего – снижение реальных доходов населения. «Гости просто снижают количество посещений в месяц или в неделю, и оборот ресторана падает, зачастую уводя его в зону убытков», – сказал эксперт.
Тенденция сокращения числа заведений может продолжиться в 2026 г. с более масштабными последствиями из-за роста налоговой нагрузки, полагает руководитель направления по оказанию услуг компаниям ресторанного сектора в ДРТ Ирина Котикова. Она указала и на увеличение издержек: «Компании сталкиваются с ростом затрат на заработную плату сотрудников, с растущими арендными платежами, подорожанием закупок, повышением стоимости логистики».
В этом году закроется как минимум 465 заведений Москвы, давала прогноз изданию Baza руководитель департамента торговой недвижимости CMWP Зульфия Шиляева. По ее словам, такое сокращение сопоставимо с периодом локдаунов, когда закрылись 455 ресторанов и кафе.
Впрочем, некоторые эксперты говорят лишь о естественной коррекции ранее перегретого рынка. Как отметила директор по маркетингу ГК «Шоколадница» Наталия Савостина, рынок переходит к зрелой фазе, где рост будет обеспечиваться не количеством точек, а их качеством и операционной эффективностью.
Эту точку зрения поддерживает доцент кафедры менеджмента Президентской академии (РАНХиГС) в Санкт-Петербурге Линда Рыжих, указывая на аналогичные процессы после прошлых кризисов. «В условиях роста издержек на аренду помещений, повышения цен на продукты питания и на фоне снижения покупательной способности населения многие небольшие заведения оказываются перед необходимостью закрытия или адаптации бизнеса», – считает эксперт. Она добавила: этот тренд не обязательно означает длительную отрицательную динамику, но требует тщательного мониторинга.
Эксперты едины в определении главных вызовов ресторанного рынка: это рост операционных издержек (аренда, продукты, фонд оплаты труда), кадровый дефицит и снижение платежеспособного спроса. Савостина называет самым критичным фактором давление на маржинальность. В качестве способов противостояния кризису она предлагает оптимизацию меню, внедрение автоматизации и развитие омниканальности – сочетания собственного канала доставки, работы с агрегаторами и сохранения привлекательного офлайн-опыта.
Гончаров подчеркивает, что в условиях, когда домашнее питание остается значительно дешевле блюд в заведениях, рестораны должны делать ставку на высокое качество, доступные цены и создание положительных эмоций у гостя, которые нельзя получить через доставку.
Кто в группе риска
Большинство экспертов сходятся во мнении, что рынок общепита продолжит сжиматься. Гончаров прогнозирует возможное сокращение сектора до 10–15%. Савостина уточняет, что к группе наибольшего риска закрытий можно отнести небольшие однотипные франшизы в сегментах суши, пиццы и бургеров без операционного превосходства, а также средние рестораны без четкой концепции. Рыжих добавляет в этот список фастфуд среднего сегмента, семейные кафе, тематические бары и маленькие рестораны.
«В городах с динамично развивающимся рынком недвижимости и высокими ценами на коммерческие площади будет максимальное количество закрытий заведений общепита», – уточнила она. По мнению Савостиной, наибольшее снижение числа заведений вероятно в городах-миллионниках с высокой конкуренцией и стоимостью издержек, а также в городах с населением от 500 000 до 1 млн человек, где в последние годы наблюдался активный рост франчайзинговых сетей и теперь происходит коррекция.
Эксперты признают, что фундаментально изменилась и модель потребления готовой еды: классическим кафе и ресторанам сегодня составляют конкуренцию сервисы доставки готовой еды и дарксторы. Савостина называет последние новой инфраструктурой рынка. По ее мнению, преуспеют те компании, которые смогут интегрироваться в эту экосистему, сохранив узнаваемость.
В итоге, как резюмируют эксперты, российский ресторанный рынок движется в сторону большей рациональности: выживут самые гибкие, клиентоориентированные и эффективные игроки, способные предложить не просто еду, а уникальный опыт и стабильное качество за разумные деньги.