Читайте также
Как в Москве готовят новое поколение реставраторов
Рестораны быстрого питания стали чаще открываться в жилых комплексах
Как российским виноделам конкурировать с международными брендами

Денис Гончарук: «Ребрендинг должен нравиться клиентам, а не руководству»

Основатель и руководитель креативной студии МОХ – об эволюции бизнеса и трудностях позиционирования
Основатель и руководитель креативной студии МОХ Денис Гончарук /Личный архив

Фирменный стиль – важная составляющая имиджа любой компании. Тенденции в дизайне постоянно меняются, и уследить за ними не всегда легко. Как понять, что настало время для ребрендинга и что нужно для его успешной адаптации – об этом «Ведомости. Городу» рассказал основатель и руководитель креативной студии МОХ Денис Гончарук.

– Как понять, что текущий дизайн перестал решать задачи бизнеса?

– Основными критериями будут метрики, демонстрирующие динамику роста и прибыльности компании, ее развитие. При падении этих показателей необходимо изучать возможные причины. Не исключено, что прежний облик, который позволял выгодно выделяться на фоне конкурентов и обеспечивал постоянный поток клиентов, больше не работает. Возможно, это связано с переходом на новый уровень развития: можно провести аналогию с эволюционным процессом развития человечества. 

– Что делать, если дизайн больше не отражает суть бренда, устарел или мешает в коммуникации с целевой аудиторией?

– Когда подросток вырастает, у него меняются мировоззрение и самопозиционирование – схожие процессы происходят и в бизнесе. В этом случае, даже без наличия изменений в метриках, руководству компании имеет смысл рассмотреть перспективу своего позиционирования. Качественное изменение уровня бизнеса всегда приводит к изменению окружающей деловой среды. 

Необходимость перемен актуальна и в том случае, если упали показатели лояльности клиента, хотя внутренний аудит не выявляет каких-либо проблем в существующем алгоритме работы с ним. Значение здесь может иметь и общее визуальное позиционирование бренда. Допустим, в том случае, когда на рынке появился новый конкурент, который позиционирует себя иначе, и сотрудничать с ним становится более престижно.

– Почему ребрендинг должен происходить одновременно с внутренними изменениями бизнеса?

– Эти два процесса далеко не всегда протекают синхронно, но в идеале так действительно должно быть. Позиционирование компании – это не просто красивая картинка в голове ее основателя. Хорошо структурированный внешний облик и фирменный стиль бренда должны отражать миссию и ценности самого проекта. Чтобы их понять, нужно сначала разобраться в изнанке бизнес-процессов: выяснить, чем занимается компания, что за люди, работают в ней, какую пользу они приносят клиентам. И конечно, какой она будет выглядеть в глазах всех контрагентов. Если провести ребрендинг до трансформаций внутри бизнес-проекта, есть большая вероятность, что потребуется снова его проводить. 

– А  без внутренних изменений начинать заниматься этим не стоит?

– Здесь, опять же, необходимы какие-то триггеры. Если в компании все стабильно, но при этом ее внешний облик на рынке не менялся более 3–5 лет, все равно имеет смысл проводить частичные или глубокие структурные изменения, чтобы соответствовать трендам.

– Как хороший ребрендинг должен влиять на сотрудников самой компании?

– Он должен быть отражением внутреннего состояния и целеполагания всей компании. А компания – это в первую очередь сотрудники, которые в ней работают. Чем более актуальный, интересный образ будет преобладать, тем больше лояльности можно ожидать к работодателю. Существует отдельное направление общего брендинга компании – HR-брендинг, который направлен как на уже нанятых сотрудников, так и на будущих. 

– Есть ли жизнь без ребрендинга на современном рынке? 

– Многое зависит от ниши, в которой развивается бизнес. Если ты являешься монополистом и работаешь с госзаказчиками, не имея при этом конкурентов, то, наверное, можно обходиться даже без логотипа. И ты будешь получать заказы – просто потому, что больше не к кому пойти. Но если ты хочешь развиваться в конкурентной среде, то необходимо уделять достаточно времени и усилий вопросу позиционирования. От него напрямую зависит динамика развития бизнеса. 

Но если в процессе подбора той самой стратегии были допущены ошибки – например, при определении целевой аудитории или выборе инструментов для выражения ценностей, клиенты это сразу заметят и результат может быть негативным. На российском рынке хватает примеров, когда были вложены значительные средства в ребрендинг, но уже через полгода понадобился новый – или компания вовсе решила вернуться к прежним ценностям.

– Что нужно учитывать, чтобы избежать подобной ситуации?

– Важно не допускать ошибок при предварительной оценке параметров и выявлении причин, по которым назрела необходимость изменений. Например, падение продаж или уменьшение частоты взаимодействия клиента с брендом. Важно основываться не только на своих желаниях, но и на глубоком стратегическом анализе. 

При грамотном планировании в расчет берется не субъективная составляющая (нравится/не нравится руководству), а комплексные результаты этого анализа с учетом мнения потенциального клиента. То есть фирменный цвет выбирает нужная аудитория с ее настроениями, возрастной и социальной группой и другими параметрами. А не генеральный директор, которому просто нравится желтый цвет.

Были случаи, когда компании обращались за частичным ребрендингом – например, хотели сменить фирменные цвета, но логотип при этом оставить прежним. В итоге в процессе работы с заказчиком мы приходили к тому, что логотип устарел и изменения все-таки требуются.

– Как в целом, по-вашему мнению, обстоят дела с ребрендингом у российских компаний? 

– Несмотря на то что у нас рыночная экономика, крупный бизнес остается институциональным: определение сфер влияния происходит по другим принципам, чем борьба за долю рынка и клиента. Если говорить про американский или японский рынок, где брендинг стал одним из самых мощных инструментов развития, то происходящие там процессы существенно отличаются от отечественных.  

– У вас много интересных кейсов: например, комплексный ребрендинг «Ведомости. Конференций» или Чеченский государственный педагогический университет (ЧГПУ).

– Пример с ЧГПУ можно назвать классическим – фирменный стиль университета создавался много лет назад и, конечно, утратил актуальность. Логотип и другие элементы дизайна не выполняли свою задачу, не могли привлечь внимание молодой аудитории. Мы провели аналитику рынка – государственных организаций и частных компаний в сфере образования – и поняли, что нужно вносить значительные изменения в дизайн. Теперь университет выглядит современно, одновременно оставаясь надежным и статусным учебным заведением.

С «Ведомости. Конференциями» ситуация похожая – это пример того, что фирменный стиль отражал внутреннее состояние бренда. Как мы выяснили на брифинге с заказчиками, требовалось отобразить его солидность и положение в качестве лидера на рынке. Это не просто очередное бизнес-издание, а объемная структура со множеством направлений деятельности, каждое из которых важно по-своему. Прежний фирменный стиль не выполнял эти функции по разным причинам, что и стало основанием для ребрендинга: он был не единообразным и не мог выступать в роли связующего звена пиар-стратегии. Мы помогли создать комплексную систему. Она получилась не только удобной для внутреннего пользования, но и для коммуникации с целевой аудиторией и дальнейшего развития. Это не просто красивый дизайн: он еще и максимально адаптивный для дальнейшего масштабирования.

Самое популярное
Гараж
На зарядку становись: количество ЭЗС в Москве может вырасти до 30 000
Сергей Собянин озвучил планы по достижению этой цели к 2030 году
Наш город
Квизы, викторины, мастер-классы: в Москве провели Неделю финансовой грамотности
В мероприятии приняли участие более 35 000 человек
Наш город
Для здоровья и отдыха: территории трех медучреждений благоустроят в Москве
Работы пройдут в двух больницах и центре паллиативной помощи
Наш город
Беспилотный поезд в Москве и день рождения панды – хорошие новости
Только положительные события в завершение недели
Культурный город
Экоактивисты и индийские сектанты: четыре фильма фестиваля молодого кино «Короче»
Имена победителей этого кинособытия, скорее всего, очень скоро будут на слуху
Культурный город
Стоп, снято! Объявлены итоги Московской международной недели кино
На ММНК побывали более 600 000 человек
Умный город
В контакте с учебой и здоровьем: гаджеты и приложения для школьников и родителей
Умный будильник, бутылка с тамагочи, нейросети-помощники и многое другое
Наш город
После реконструкции: Рижский вокзал примет первых пассажиров с 1 сентября
Через станцию будут ходить электрички дальних маршрутов
Наш город
Собянин: новый мост через Москву-реку откроется в 2025 году
Он свяжет три района столицы и откроет новый выезд в сторону северо-запада
Горожане / Интервью
Гарик Мартиросян: «Юмор меняется вместе с жизнью»
Известный телеведущий о новом шоу, поиске оригинальных форматов и эволюции юмористических площадок Москвы
Свободное время
Куда пойти в выходные 31 августа – 1 сентября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Собянин рассказал о городской программе стимулирования создания рабочих мест
По итогам реализации более 281 000 горожан смогут трудоустроиться рядом с домом
Наш город
Выбирай и купайся: москвичи определят лучшие летние бассейны
В голосовании представлены свыше 20 локаций в разных районах столицы
Культурный город
Кино и космос: московский планетарий примет фестиваль научных фильмов
Мероприятие приурочено к 95-летнему юбилею небесной обсерватории
Культурный город
Опера под звездным небом: музыкальный фестиваль пройдет в Царицыно
31 августа и 1 сентября там выступят артисты российских и зарубежных театров