Арт как стандарт: почему девелоперы интегрируют искусство в жилые комплексы
Для современного покупателя жилье – нечто большее, чем квадратные метрыТребования покупателей к современному жилью изменились. Люди рассчитывают на нечто большее, чем просто стены и крыши, утверждают опрошенные «Ведомости. Городом» представители рынка недвижимости. «Сегодня при выборе квартиры человек для начала отталкивается от базовых критериев: расположение, площадь квартиры, стоимость квадратного метра. Далее большинству покупателей важно, насколько развита инфраструктура за пределами квартиры, социальная, природная, транспортная», – отмечает архитектор, генеральный директор ООО «Яузапроект» Илья Заливухин. Когда все эти базовые параметры совпадают, у человека появляется запрос на эстетичное пространство для жизни. «Этот критерий должен быть дополняющим. Не зря древнеримский зодчий Витрувий главным правилом архитектуры называл прочность, пользу, красоту», – поясняет эксперт.
Люди стали уделять больше внимания концептуальной стороне проектов. Они хотят, чтобы все в них было подчинено общей идее, добавляет директор по девелопменту компании Rariteco Екатерина Борисова. «Покупатели сегодня гораздо внимательнее относятся к среде, в которой будут жить», – добавляет коммерческий директор сервиса «Яндекс.Недвижимость» Евгений Белокуров. По его словам, соискателям жилья важно, как устроены фасады, много ли в доме света, есть ли террасы или коворкинги, как спроектированы дворы и общественные пространства, – все это влияет на эмоциональный комфорт.
Ориентируясь на запросы покупателей, девелоперы все чаще интегрируют искусство в свои проекты, добавляют эксперты. Характер арт-объектов зависит в первую очередь от концепции ЖК, подчеркивает директор управления элитной недвижимости компании «Метриум Премиум» Анна Раджабова. По ее мнению, арт-объекты помогают повысить узнаваемость ЖК. «Когда в пространстве появляется арт, будь то мозаика во дворе, инсталляция в холле или проект известного художника, люди чаще делятся этим в соцсетях, больше вовлекаются в жизнь сообщества», – считает Белокуров.
Инсталляции для счастья
Искусство сегодня интегрируется в ЖК разных классов. Например, для украшения строящегося элитного ЖК «Ильинка 3/8» рядом с Кремлем будут использованы 22 фотопанно из цикла Kremlin художника Владимира Клавихо-Телепнева, указано в Telegram-канале застройщика Sminex. Их разместят в лобби и холлах клубных особняков.
В столичном ЖК бизнес-класса «Верейская, 41», который будет сдан в текущем году, планируется создание арт-объекта по эскизу художника Романа Ермакова, отметила руководитель отдела продукта группы «Самолет» Лада Роженцова в беседе с представителем издания «Ведомости. Город». Объект называется «Повелитель северного сияния» и представляет собой разноцветные «лучи», как будто подвешенные в воздухе. Роженцова также рассказала, что в квартале комфорт-класса «Пригород Лесное» рядом с подмосковным Видным недавно был установлен арт-объект «Древо жизни» по рисунку одного из местных жителей.
Ландшафт квартала «Северный ветер» в Санкт-Петербурге задуман как музей под открытым небом. На его территории откроется 10 тематических площадей, на которых установят арт-объекты: скульптуры, инсталляции, витражи, мозаичное панно. Общественные пространства квартала станут залами, зеленые аллеи между ними – галереями, а дворы – садами. «Компания старается интегрировать искусство во все новые проекты», – подчеркнул в разговоре с репортером издания «Ведомости. Город» Василий Большаков, руководитель отдела мастер-плана в девелоперской компании «Брусника».
В тюменском ЖК комфорт-класса Max появится скульптура, арт-директором которой пригласили стать Артемия Лебедева. «Объект расположится на главной площади квартала и будет посвящен свободолюбию», – рассказал репортеру директор проектирования и продукта ГК «Точно» Александр Блиндер.
Девелоперы не ограничивают себя в поиске форматов арт-интеграций. Идеи и художников для своих проектов застройщики находят, например, с помощью открытых конкурсов. «Они [конкурсы] проходят в коллаборации с Агентством креативных индустрий Москвы или арт-парком «Никола-Ленивец». Это позволяет привлечь широкий круг профессиональных художников, кураторов, а также известных мастеров в жюри», – рассказала Роженцова.
Застройщики при создании арт-объектов стараются учитывать и локальный контекст. В Тюмени для ЖК, строящегося на месте бывшего речного порта, девелопер выкупил два портовых крана, отметил Большаков: один размещен на берегу реки Туры, а другой окрашен в красный цвет и установлен рядом с жилыми домами. «Получился арт-объект с отсылом к истории места», – подчеркнул он. Большаков также привел в пример другой проект своей компании: в Екатеринбурге рядом со строящимся кварталом девелопер установил неоновую вывеску с цитатой поэта и художника Дмитрия Пригова. Таким способом застройщик откликнулся на просьбу уральской паблик-арт программы «ЧО» взять под опеку инсталляцию, оставшуюся после флэшмоба.
Во флагманском ЖК «Патрики» в Краснодаре, по словам Блиндера, сохранены две кирпичные башни, которые стали символом исторического наследия района. «Для нас важно, чтобы искусство не просто появлялось в проектах, а было интегрировано в среду и говорило с жителями на одном языке», – сказал он.
Арт-объекты привлекают внимание, выделяют проект среди конкурентов и формируют его особенный имидж, подчеркнула Роженцова. По словам Блиндера, искусство в жилых пространствах способствует созданию особой атмосферы, укрепляет связь между жителями и их окружением, а также повышает ценность недвижимости. «Паблик-арт, наряду с комфортной средой и продуманной инфраструктурой современных районов, повышает уровень удовлетворения жителей. Это положительно влияет на лояльность к застройщику, в частности на NPS (индекс потребительской лояльности. – «Ведомости. Город»)», – отметил Белокуров.
Многие объекты искусства в жилых проектах сегодня создаются с учетом среды и повседневного сценария жизни, пояснил Белокуров. Он отметил, что потребность современного покупателя в недвижимости с арт-составляющей неразрывно связана с запросом на удобную архитектуру.
Архитектура в центре внимания
В целом облик ЖК стал маркером качества для потребителя, подчеркнул Белокуров. Исследование сервиса «Яндекс.Недвижимость», проведенное в конце прошлого года, подтверждает эти выводы. Оно выявило, что, если не рассматривать финансовый фактор, для 83% россиян, которые приобретали недвижимость за последние два года, при выборе была важна архитектура дома. Среди тех, кто только планирует покупку, 88% считают этот критерий важным.
Архитектура интересует покупателей не только с эстетической, но и с практической точки зрения, сказал Белокуров. По данным исследования, 37% респондентов отметили важность энергоэффективности, технологичности, современных коммуникаций и продуманной внутренней инфраструктуры. Для многих имеет значение, как организованы холлы, парковки, места для хранения колясок и велосипедов. 30% респондентов обращают внимание на современность и удобство внутридомового пространства, рассматривая это как часть комфорта, отметил Белокуров.
«Цена, количество комнат и расположение по-прежнему остаются основными параметрами при выборе жилья – именно они стабильны в топе пользовательских фильтров. Но как только покупатель находит варианты, отвечающие базовым критериям, он обращает внимание на облик дома, благоустройство, продуманность общественных, внутридомовых пространств и общий визуальный стиль», – пояснил он.
Количество сервисов и баз для поиска жилья, а также их функционал расширяются с каждым годом. Для поиска жилья сегодня доступно множество ресурсов, от классифайдов типа «Яндекс.Недвижимости» и профильных ресурсов типа HomeHunter до маркетплейсов, например Wildberries.
При поиске нового жилья на платформе «Яндекс.Недвижимость» можно бесплатно воспользоваться помощью специалиста по недвижимости, напомнил Белокуров. Для этого необходимо оставить заявку на подбор квартиры, после чего специалист в течение получаса позвонит пользователю в мессенджере или свяжется с ним, чтобы обсудить пожелания, уточнит критерии, задаст дополнительные вопросы, а потом сформирует подборку. Она будет соответствовать запросу пользователя, подчеркнул Белокуров: «Учитываются не только технические параметры, но и детали: нужны ли рядом школа или детский сад, сколько времени займет дорога до работы, важна ли арт-составляющая».
Город – живой организм
Архитектура новых районов становится не просто плацдармом для искусства, но и его объектом. «Недавно мы решили поговорить о том, как архитектура влияет на повседневную жизнь горожан. Для этого мы придумали и организовали фотовыставку «Идеальные формы и живая реальность» совместно с партнерами – галереей Pennlab Gallery», – рассказал Белокуров.
Экспозиция была показана в декабре 2024 г. – феврале 2025 г. в Москве в пространстве Hse Art Gallery. А в апреле – мае текущего года выставка состоялась уже в петербургском «Севкабель Порту». Обе экспозиции отсняты в формате 3D-тура. Сегодня посмотреть их можно на сайте сервиса, отметил Белокуров. Следующий этап выставки запланирован в Екатеринбурге.
«Проект «Идеальные формы и живая реальность» – о том, как архитектура новых районов становится не только геометрией и инженерией, но и пространством для личных историй. Художники фиксируют, как здания взаимодействуют с природой, светом, движением людей, превращая город в живой организм», – пояснил в беседе с «Ведомости. Городом» соорганизатор фотопроекта Николай Дмитриев, совладелец галереи Pennlab Gallery.
Сегодня диалог между художниками и архитекторами, по мнению Дмитриева, особенно важен. Он формирует креативную индустрию, влияет на развитие территорий и даже на экономику страны. Современная архитектура часто стремится к лаконичности. Художники же способны добавить индивидуальность и смысл, выявить особые черты новых пространств. Такой союз позволяет объединить рациональность архитектуры с эмоциональностью искусства, подчеркнул Дмитриев.
«Наш проект показал: современное искусство органично интегрируется в коммерческие проекты», – заключил Дмитриев.
Арт в жилых комплексах вряд ли станет массовым трендом, считает Белокуров. Скорее, это один из возможных векторов развития среды. Это вариант яркого акцента в проекте: кто-то из девелоперов делает ставку на экологичность, кто-то – на технологии, кто-то – на инфраструктуру, а кто-то – на яркие инсталляции или муралы, поясняет он.
«Не в каждый проект уместно интегрировать искусство. Но даже в массовом строительстве архитектура становится интереснее: застройщики понимают, что внешний облик и среда – части продукта», – резюмирует Белокуров.