«Нас уже закалил ковид». Как предприниматели поддерживают своих сотрудников
Откровенные разговоры, обращения к психологу и внеочередной отпуск. Что бизнес делает для своих сотрудников во времена неопределенностиИсполнительный директор IT-компании HFLabs Константин Степанов еще несколько лет назад ограничил свой новостной поток, отключив все уведомления в мессенджерах. Такой же политики придерживается и генеральный директор AppScience Марсель Гумеров. «Я не подписан ни на один Telegram-канал про политику, не смотрю обзоры от экспертов в YouTube и какие-либо телевизионные передачи. Удивительно, но при всем моем старательном информационном детоксе я все равно каким-то образом оперативно узнаю обо всех новостях, касающихся нашей отрасли», — рассказывает предприниматель.
Генеральный директор «Феодальной сети баров» Александр Пичугин тоже уверен, что не стоит яро следить за новостями. «Важно изучать изменения в законодательстве и внешнем мире. Например, какие законы и ограничения вводят. Исходя из этого делать выводы и искать новые пути развития», — делится он.
В условиях санкций работодатели стараются поддерживать своих сотрудников. Преимущественно московские компании смогли предложить команде релокацию. Наиболее популярные направления: Армения, Грузия, Турция, Сербия. Некоторые крупные российские компании выплатили сотрудникам бонусы для оказания поддержки. Например, об этом заявили «Яндекс» и «Норникель». «Для новых сотрудников в продуктовых и UX/UI-направлениях компании сейчас готовы предложить входной бонус», — комментирует генеральный директор рекрутинговой компании Benchmark Екатерина Бахарева.
«Ведомости. Город» спросили у предпринимателей, как в ситуации неопределенности они поддерживают свою команду и сохраняют бизнес.
Карты на стол
Поддержание духа сотрудников стало одной из важнейших задач, вставшей перед бизнесменами в кризисный момент. Открытое обсуждение ситуации и разговоры один на один позволили владельцам бизнеса не потерять связь с командой.
«Сотрудники были заряжены новостями, с ними сразу провели собрание. Объяснили, что сейчас команде важно сплотиться, каждый должен быть профессионалом и всю энергию направить в работу. У нас крепкая команда, поэтому обсуждения ситуации было достаточно», — вспоминает основатель бренда натуральной продукции «АйсКро» Ирина Митанова.
«У IT-компаний основной ресурс — люди, их нужно сохранять любой ценой. Мы стали чаще проводить общие встречи. Откровенно обсуждаем то, что происходит на рынке, в компании. Тем, чьи близкие или друзья оказались в трудной ситуации, предложили помощь. Я сам сейчас очень много общаюсь с сотрудниками. Раньше, когда компания была меньше, многие шутили, что у меня рабочее место на диване возле кофемашины, — вспоминает свой московский офис Константин Степанов. — Я действительно часто проводил там время, обсуждал с ребятами проекты и новости. Сейчас вернулся к такому дежурству. У нас сильная команда, и я чувствую поддержку от всех».
Компания «Вкусвилл» также поддерживает ценность открытого диалога. Каждый сотрудник компании может принять участие в «Открытом вторнике с советом управляющих» — это общая встреча, где обсуждают самые актуальные темы. «Людям важно знать о текущем положении дел компании и возможных изменениях. В ситуации неопределенности необходимо поддерживать открытый постоянный диалог и обеспечивать прозрачность решений, которые принимают лидеры», — рассказывает руководитель подбора персонала розницы «Вкусвилла» Екатерина Августинович.
В компании работает горячая линия, которая функционирует через внутренний чат-бот в Telegram. Сотрудники «горячки» поддерживают коллег из розницы, склада и офиса в любой ситуации, стараются оперативно дать обратную связь или направить к ответственным специалистам. В среднем в неделю команда закрывает от 800 до 1500 обращений от сотрудников. По ним ведется статистика, лидеры направлений получают анализ, чтобы решить какие-то проблемные моменты, понять, на что стоит обратить внимание.
В сервисе BestDoctor все важные решения с указанием ответственных ежедневно публикуются в общий канал в корпоративном мессенджере. «Так процессы становятся прозрачными, и сотрудники в курсе происходящего», — объясняет сооснователь компании Михаил Беляндинов.
Основатели сети ресторанов Delmar Family трижды встречались с сотрудниками, чтобы объяснить все нюансы происходящего. «Мы с трудом пробивались в сознание каждого. Стресс, который люди пережили в пандемию, дал о себе знать: сотрудники с трудом воспринимали информацию, их психика просто не пропускала ее. Даже наши топы не способны были принимать адекватные ситуации решения. Мы собрали людей и честно сказали: «Ребята, смотрите, вот такая черная полоса. Может, вы хотите сейчас уехать? Примите решение в семье. И если вы понимаете, что наша совместная дорога продолжается, — вы возвращаетесь и мы начинаем вместе работать». Этот шаг оказался верным. Нам удалось привести все в порядок на эмоциональном уровне», — рассказывает сооснователь сети ресторанов Delmar Family Анфиса Еременко.
Психологическая помощь
Нестабильная экономическая и политическая обстановка и, как следствие, повышенный уровень тревожности привели к тому, что многим сотрудникам стало сложнее концентрироваться на работе и справляться со своими обязанностями.
Согласно данным компании «Росгосстрах» и телемедицинского сервиса «Доктор рядом», по сравнению с двумя первыми месяцами 2021 г. число обращений россиян к психологам возросло в 2,2 раза. На HeadHunter работодатели активно выкладывают вакансии для психологов — спрос на специалистов вырос на 111%.
Для жителей столицы организованы бесплатные круглосуточные каналы психологической помощи. В Московскую службу психологической помощи населению можно обратиться анонимно.
Чтобы сотрудники могли справиться с нагрузкой, многие компании подключили программы помощи. Например, BestDoctor открыла бесплатные консультации с психологами сервиса. «Мы около года назад запустили это направление для клиентов и сейчас решили использовать собственную экспертизу, чтобы любой желающий сотрудник мог получить помощь. Помимо индивидуальных консультаций проводим для команды мастер-классы и вебинары по управлению стрессом и тревожным состоянием с психологами, — делится Беляндинов. — Чувство тревоги сейчас свойственно всем независимо от уровня ответственности».
Во «Вкусвилле» недавно для сотрудников был организован открытый лекторий с тренер-консультантом и executive-коучем, где были затронуты вопросы: как работать под информационным стрессом, какие инструменты использовать, чтобы оставаться эффективным и сохранять стабильное эмоциональное состояние.
В IT-компании HFLabs с руководителями команд работает коуч, который помогает посмотреть на организацию процессов свежим взглядом. «Сейчас это особенно важно: с точки зрения развития компании нужно выныривать из операционки и держать стратегический фокус. Да, в данный момент мы не управляем стратегией на три года, но решения, которые сейчас принимаем, особенно значимы для нашего будущего», — делится Степанов.
В сети английских садов и начальной школы Preschool Discovery сотрудникам отправили письма с контактами служб поддержки, провели сессии и групповые встречи со штатным психологом московского офиса, который предложил техники для работы с тревожностью и негативными эмоциями. Также услуги психолога всем работникам предоставляет сервис по телемедицине, с которым сотрудничает компания.
Сотрудники Market Unicorn получили гайды с советами о том, как справиться со стрессом: пить больше воды, заниматься физической активностью, дыхательными практиками — простые рекомендации, которые можно делать дома. Также основатель записал видеообращение к команде. «Я разъяснил текущую ситуацию, шаги, которые мы предпринимаем для того, чтобы сохранить стабильность. У нас открываются новые вакансии, исходя из этого сотрудники видят, что сокращение штата не планируется. Я получил много обратной связи от топ-менеджеров: видеообращение положительно сказалось на настроении сотрудников», — комментирует основатель и генеральный директор Market Unicorn Александр Коновалов.
Анфиса Еременко, сооснователь Delmar Family, поняв, что люди находятся в очень тяжелом моральном состоянии, сама обратилась за консультацией к HR-специалисту. Для предпринимателя было важно понять, как правильно выстраивать коммуникацию внутри команды, о чем не стоит говорить, о чем можно и в каком ключе.
Внеочередной отпуск
Часть компаний были готовы предоставить своим сотрудникам внеочередной отпуск. Так, в сети английских садов и начальной школы Preschool Discovery работают носители языка. Поэтому было решено дать отпуск тем, кому нужно было уехать или взять паузу в работе, оставив за ними рабочее место.
В «Феодальной сети баров» также было принято решение предоставить дополнительные выходные сотрудникам, чья жизнь сфокусирована на текущих событиях, дать возможность отдохнуть и прийти в себя.
Другой точки зрения придерживается Александр Коновалов из Market Unicorn. «Отпуск в нынешней обстановке не кажется мне эффективным: сотрудник, оставшись наедине с собой, еще больше может погрузиться в панические мысли. Занятие делом — прекрасное «лекарство», — уверяет предприниматель.
Перестройка бизнеса и новые возможности
«В коллективе важно помогать друг другу не только эмоционально справляться с трудностями, но и практически», — считает Екатерина Августинович. В компании «Вкусвилл», чтобы перераспределить освободившийся ресурс внутри сети, открыли внутреннюю биржу занятости для сотрудников. Здесь можно разместить вакансию и откликнуться на проекты или конкретные задачи, если ваша загрузка снижена в текущий период.
Сотрудники «Феодальной сети баров», занимавшиеся ранее продвижением в соцсетях, которые оказались заблокированы, переключились на другие площадки: «Яндекс.Дзен», Telegram-каналы. Также компания сместила фокус на продажу франшиз. «Таким образом, мы одновременно масштабируемся, но сохраняем мотивацию и расширяем функционал тех, кто у нас работает, а не бросаем их на произвол судьбы, — объясняет Александр Пичугин. — Сейчас многие зарубежные компании уходят из России, и мы готовы рассматривать их топ-менеджеров на разные позиции в управляющей компании. Таким образом мы сможем усилить нашу команду».
«В связи с уходом иностранных компаний мы начали поиск новых категорий товаров, которые можем разместить на площадке. Один из примеров — IKEA: сейчас мы находимся в поиске контрактного производства, которое сделает нам аналогичные предметы мебели на продажу. Мы активно расширяем товарную матрицу и видим перспективы в таких отечественных маркетплейсах, как Ozon и Wildberries», — дополняет Александр Коновалов.
Как закалялась сталь
Все предприниматели сходятся во мнении, что ковид буквально закалил их бизнес и команды. «Если бы не было локдауна, пережить сегодняшнее положение дел было бы гораздо сложнее», — уверяет соосновательница Preschool Discovery Татьяна Амарян.
При этом опору предприниматели ищут и в своих сотрудниках. «Главная поддержка сейчас — это, конечно, команда. Все объединяются в сложное время — это мотивирует и дает ощущение почвы под ногами», — говорит Михаил Беляндинов.
«Пессимистичный сценарий сам нас найдет. Нужно не только с холодной головой просчитывать все варианты, но и находить положительные моменты. Лично для меня это, например, надежда на то, что бизнес в кризисных условиях сможет сфокусироваться на действительно важных задачах», — рассказывает Константин Степанов.
С ним согласен и Александр Коновалов, он рассматривает кризис как точку роста для своего бизнеса. «Это уже не первый коллапс, с которым мы сталкиваемся, поэтому знаем, что делать: повысить цены, установить жесткий контроль над платежами, продажами и психологическим состоянием коллектива. Я наблюдал за многими предпринимателями, которые суетились, совершали необдуманные действия и при этом не получили никакого результата. Иногда лучше подождать и не делать ничего, это более правильная модель в условиях неопределенности», — пояснил он.
«Любой бизнес живет за счет несовершенства мира. Как бы парадоксально это сейчас ни звучало: мы попали в уникальную ситуацию, потому что этих шероховатостей мира после 24 февраля появится огромное количество. Самое время, чтоб начать их искать и исправлять», — подытожил генеральный директор AppScience Марсель Гумеров.