Армянский коньяк: новая эра знакомого напитка
Даже если рынок алкоголя кардинально изменится, российский потребитель не останется без качественной продукцииПока престижные европейские марки крепкого алкоголя покидают Россию, армянский коньяк переживает новый расцвет популярности. Об этом «Ведомости. Городу» рассказал Артем Бадрудинов, основатель компании ООО «Аркон трейд», которая занимается производством и импортом армянских коньяков и вин.
– У армянского коньяка богатая история. Считается, что коньячное производство в Армении было основано в 1887 г. купцом первой гильдии Нерсесом Таиряном в Ереване на первом винодельческом заводе, построенном на территории бывшей Эриванской крепости. Уже в то время изготовление коньяка производилось по классической французской технологии, так как именно коньяки из Франции, к тому времени имевшие практически полуторавековую историю, считались своеобразным эталоном качества.
Я бы не стал утверждать, что армянский коньяк способен полностью заменить французский. Несмотря на схожесть технологий производства, это все-таки два разных продукта, которые довольно сильно отличаются по вкусу и которые нужно оценивать по-отдельности.
Нельзя сказать, что один напиток хуже, а другой лучше. Если во французских коньяках, как правило, преобладают свежие фрукты и тонкая ароматика с элементами травянистости, то в армянских коньяках акцент смещен на сухофрукты: они выраженно сладкие и насыщенные.
Коньяк — живой продукт, вкус которого зависит от многих факторов, включая температуру воздуха и влажность в погребе, где он выдерживается. Можно закупить иностранное оборудование на производство, но невозможно поменять почву, на которой растет виноград, а она имеет колоссальное значение для вкуса напитка. Поэтому создать точную копию французского напитка в Армении точно не получится. Да и вряд ли стоило бы: у каждого коньяка своя аудитория.
– Определить качество коньяка, представленного в магазине, без дегустации, на глаз практически невозможно. Поэтому тем, кто хочет по-настоящему разобраться в тонкостях вкуса напитка, я бы советовал озадачиться посещением специальных мероприятий, где эксперты обучают всех желающих особым хитростям. Интересные позиции можно также открыть для себя в ресторанах, где из-за импортозамещения сегодня уже довольно заметно поменялось меню.
Что касается идеального пейринга, то советую обязательно попробовать коньяк с шоколадным фонданом. Мне кажется, именно этот десерт позволяет максимально раскрыться вкусу напитка. Более летний вариант – коньяк с абрикосом: очень освежающее сочетание. Традиционный армянский пейринг – коньяк с пахлавой, особенно подогретой.
– Мой опыт показывает, что это вовсе не так просто, как кажется. Ряд производителей из Армении работает в основном в сегменте минимальных розничных цен, в котором полностью отсутствуют маркетинговые затраты, но необходима крайне низкая цена и, как следствие, – посредственное качество. Не хотел бы называть примеры таких поставщиков, так как считаю это некорректным. Есть производители, которые выбрали диверсифицированный подход: они работают и по модели «первой цены», и в среднем ценовом сегменте. Среди таких заводов – «Шахназарян», КВВКА, МАП и т. д. Один из лидеров рынка – ЕКЗ (коньяк «Арарат») сфокусирован на одном бренде в сегменте «средний плюс»: цены на коньяк начинаются от 1000 руб., и лишь незначительная часть его продаж приходится на более дешевую линейку – «Айк» (от 500 руб. за бутылку). Несмотря на важность диверсификации продукции, с моей точки зрения, необходимо выделять фокусную линейку, которая станет флагманом в ассортименте компании. Для компании «Аркон» ей стала коллекция коньяков Taros по цене от 600 до 1500 руб. за бутылку. Хотя у нас есть и более премиальные линейки по другим ценам – например, 25-летний коньяк «Арджеван» за 6000 руб. за бутылку.
В средней ценовой категории производителям алкогольных напитков нет необходимости привлекать потребителя только дешевизной. Победит тот, у кого стабильное качество, дорогой брендинг и активная маркетинговая поддержка.
– Традиционно считается, что армянский коньяк – это массовый продукт, поэтому премиальных брендов в этом сегменте на российском рынке не очень много. Большинству покупателей в основном знакомы коньяки «Арарат». В этом году ситуация в корне изменилась: спрос на премиум заметно вырос. Это связано с колоссальными изменениями на рынке. Основная часть транснациональных компаний покинула Россию: например, полностью ушли производители шотландского виски, занимавшие огромную нишу – от бюджетных White Horse до премиальных The Macallan. За ними последовали и многие известные бренды французского коньяка: Martell, Remy Martin, Hennessy. Остался Camus, но один бренд не может закрыть все потребности покупателя. И если альтернативу бюджетному алкоголю все еще можно найти, в премиальном сегменте уже наблюдается дефицит, который, как мне кажется, не исчезнет в одночасье даже после включения алкоголя в список параллельного импорта. Я знаю, что сегодня российские торговые сети в больших объемах закупают алкогольную продукцию у армянских производителей, чтобы решить вопрос с дефицитом ассортимента на полках. Уже сейчас очевидно, что спрос на них будет расти, и это подтверждает статистика: у нас производство продукции за первые 10 месяцев 2022 г. выросло на 40–45% по сравнению с тем же периодом 2021 г.
Поэтому можно сказать, что для коньяков Армении сегодня наступает новый расцвет.
– Конечно, в соблюдении традиционной технологии. Для того чтобы получить напиток высокого качества, требуется виноград определенных сортов с правильным балансом сахара и кислотности, его перегонка и выдержка в бочках – полностью деревянных или металлических, но выложенных дубовой клепкой. Разумеется, сегодня существует множество способов оптимизации изготовления коньяка, но с их помощью получается исключительно продукт низкого качества. При создании хорошего алкоголя нельзя экономить ни на сырье, ни на оборудовании – и коньяк в этом смысле не исключение.
– Пока наша основная задача – достроить завод. Он находится в уникальном месте, на склонах горы Арагац в южной части Армении. На нашей территории находится 27 га виноградника, урожай с которого мы планируем использовать для приготовления не только коньяков, но и премиальных вин. Во время строительства завода были обнаружены древние артефакты, в том числе ценные гробницы Медного века, поэтому сейчас здесь идут археологические раскопки. Мы планируем, что после открытия нашего производства это место станет точкой туристического притяжения, где можно будет продегустировать коньяк и погрузиться в богатую историю Армении.