Корпоративные университеты оценили по уровням зрелости
В России впервые разработана матрица, которая помогает определить этапы их развитияСистемы сравнения уровня развития корпоративных университетов (КУ) существуют в мире много лет. В 2003 г. появилась аккредитационная система CLIP по стандартам EFMD, а в 2005 г. – сертификация корпоративных университетов от Глобального совета корпоративных университетов с уровнями «Соответствие», «Эффективность» и «Превосходство».
Этими системами воспользовались десятки КУ в разных странах. При сравнении университетов друг с другом и широком применении методов бенчмаркинга возникла необходимость классифицировать КУ по уровню зрелости. Ведь компаниям, обучающим сотрудников, важно разграничить переход от простого учебного центра в составе HR-отдела к полноценному корпоративному университету, а затем нужен ориентир, чтобы этот университет развивать.
В России классификацию корпоративных университетов по уровню зрелости в июле 2024 г. представила Высшая школа бизнеса (ВШБ) НИУ ВШЭ. Аналитики школы разработали концепцию «Матрицы зрелости корпоративных университетов». В ее основе два ключевых признака: организационная и технологическая зрелость университета. Их комбинации отражают различные этапы эволюции университета.
Оригинальная российская концепция основывается на выделении трех стадий эволюции в развитии учебного заведения. Для организационной зрелости это стадии «Внутренние провайдеры обучения», «Исполнители стратегии» и «Драйверы трансформации». Для технологической – «Техно-прототипы», «Техно-эксперты» и «Техно-лидеры».
В результате в «Матрице зрелости корпоративных университетов» формата 3 х 3 (по три стадии зрелости в организационной и технологической сфере) получилось девять квадрантов (типажей), отражающих разные стадии. Наша концепция типологии КУ динамична и исходит из того, что по мере развития КУ могут перемещаться из квадранта в квадрант. Поэтому она является также аналитическим инструментом для принятия решений по стратегическим развилкам эволюции конкретного КУ.
«Начинающие» университеты находятся на ранней стадии развития. Они уже вышли за рамки учебного центра или отдела обучения в структуре HR, но еще формируют стратегию, а их образовательные решения стандартны.
«Задержка в организационном развитии». На этой стадии руководство компании пока не понимает стратегической роли обучения, но инвестирует в технологии. Это создает потенциал роста при условии усиления стратегической значимости учебного заведения.
«Задержка в технологическом развитии». Эти университеты вносят вклад в реализацию стратегии компании, но не получают от компании нужных инвестиций на разработку и внедрение цифровых технологий обучения и передовых образовательных практик.
«Утомленные техно-хайпами». Эта стадия отражает дисбаланс между передовой технологической базой университета и его слабой интеграцией в стратегическое управление компанией. Инвестиции в технологии делаются скорее в угоду моде, нежели для реального усиления роли университета в развитии бизнеса.
«Проблемные бутики». Такие университеты активно участвуют в развитии компании, но им не хватает инвестиций в технологии и развитие компетенций. Они рискуют остаться просто статусным атрибутом организации.
«Сбалансированно растущие» университеты прошли стадию «начинающих» и должны выбрать, остаться ли стабильным участником рынка, стать апологетом изменений в компании без фокуса на технологическое лидерство, сделать ставку на инновации в образовательных технологиях или стремиться к признанию на уровне всей страны.
«Технологически высокоэффективные» университеты лидируют по технологической зрелости, создают уникальные компетенции и инновации в обучении. Но если их программы не развивают таланты в компании и не выходят на внешний рынок, то дальше им расти сложно.
«Высокорезультативные» университеты становятся драйверами изменений в материнских компаниях. Они инициируют стратегические проекты, создают инновационные программы развития и формируют тренды для сотрудников и руководителей. Их признают в профессиональном сообществе, но все еще не на общенациональном уровне.
«Национальные маяки». Такой университет становится генератором инноваций в развитии лидеров и технологий обучения. Ему нужно обладать развитой внешней образовательной экосистемой, иметь высокий уровень внешнего признания и влиять на тренды в корпоративном обучении.
Осенью 2024 г. ВШБ получила результаты самооценки от 31 корпоративного университета. Шестеро посчитали себя «начинающими». По одному попали в категории «Задержка в технологическом развитии» и «Задержка в организационном развитии». Еще 12 признали себя «сбалансированно растущими», три – «высокорезультативными», еще три оказались на границе между несколькими квадрантами, а пятеро заявили о праве войти в когорту «национальных маяков».
Участники проекта имеют разные точки зрения о наличии в России КУ, достойных позиционирования как «Национальные маяки». Некоторые полагают, что в России нет таких университетов. Однако мы считаем, что за последние 10 лет в России сформировалась группа КУ мирового уровня. Они подтверждали свой статус международными аккредитациями, побеждали в национальных конкурсах корпоративного обучения, задают организационные и технологические тренды, известны своей стратегической ролью в развитии материнских компаний – флагманов российского бизнеса.