Как отличить шедевр от подделки? Объясняют эксперты

Ранний Саврасов или хорошая копия? Кто и зачем проводит в Москве экспертизу художественных произведений? Рассказывают сотрудники Центра художественной экспертизы (ЦХЭ) имени И.Е. Репина и Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
«Для коллекционеров и частных лиц главная цель художественной экспертизы – подтвердить подлинность произведения искусства, установить авторство и время создания, – говорит руководитель ЦХЭ имени И.Е. Репина Виктор Шпенглер. – Подтверждение подлинности, авторства – один из ключевых моментов при покупке художественных произведений: будущий владелец хочет быть уверен, что в его коллекцию попадет ценный предмет». «В мире предметов искусства много подделок. Неподлинные предметы несут искаженную информацию, поэтому очень важно выявлять подделки и анализировать подлинники», – считает заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Жанна Белик.
Время создания произведения и его место в творчестве художника не менее важны. Например, ранее творчество Саврасова ценится гораздо выше позднего, подчеркивает Виктор Шпенглер. Вся эта информация в совокупности помогает определить художественную ценность предмета.

За экспертизой в ЦХЭ обращаются коллекционеры, арт-дилеры и обычные люди, у которых хранятся произведения искусства или которые получили их по наследству.
Центр также плотно сотрудничает с музеями, с которыми обменивается опытом и материалами. «Сфера использования наших заключений гораздо шире, чем сообщают заказчики, – объясняет Жанна Белик из Музея Рублева. – Если жизнь человека стоится вокруг купли-продажи предметов искусства и его основная цель – инвестиции, то ее достижение намного проще с заключением о подлинности предмета от Музея имени Андрея Рублева».
Итак, чем и кому могут помочь в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева?
На искусствоведческую экспертизу в Музей имени Рублева поступают особые произведения: иконы, в том числе в окладах, складни, образки, кресты и иные предметы прикладного искусства, а также старопечатные и рукописные книги.

Эксперты определяют тип предмета, его название, время создания, авторство, регион, материалы и технику. «Иногда даже такой простой вопрос, как тип предмета, может заставить задуматься опытного специалиста, – рассказывает Жанна Белик. – Некоторую сложность при исследовании представляют издания без титульного листа, когда для выяснения названия требуется тщательная экспертиза текстов».
Если говорить об иконах, исследование каждого предмета идет в нескольких направлениях, отмечает эксперт. Специалисты изучают, какие материалы, техники и технологии использовались, какие инструменты применялись, определяют пропорции предмета и его составных частей. Реставраторы рассматривают живописную поверхность иконы в микроскоп.
На первом этапе важно понять, что собой представляет видимый красочный слой и насколько старинным он является. «Нередко к нам попадают иконы, например, XVI века, где от древней живописи сохранился небольшой фрагмент, а видимая живопись представляет собой современную реконструкцию», – комментирует Жанна Белик.

Дальше нужно установить, есть ли под видимым нижележащий слой. Так в первом приближении устанавливается возраст иконы. В давние времена иконы покрывали олифой, чтобы предохранить краски от повреждений. Со временем олифа темнела, однако мастера не имели технической возможности снять потемневший покрывной слой, поэтому доски использовали повторно, покрывая их новыми слоями живописи при каждом поновлении.
Далее эксперт проводит подробный иконографический и стилистический анализ произведения, то есть подбирает сравнительный по иконографии и стилю ряд предметов, которые имеют точные датировки. Часто поступившие на экспертизу предметы сравнивают с памятниками из музейного собрания. Иконография и стиль должны соответствовать времени и региону создания работы.
«Если на иконе есть тексты, мы привлекаем специалистов по палеографии, которые анализируют не только шрифты, но и сами тексты. Каждая эпоха имеет свои характерные обороты речи, грамматические ошибки», – объясняет эксперт.
В некоторых случаях в атрибуции предметов помогает анализ пигментов. Для этого в музее применяется рентгено-флуоресцентный анализатор. При изучении предметов из драгоценных металлов, таких как оклады икон, кресты и т.п., изучаются клейма, состав металла, технологические и стилистические особенности. Порой информативной бывает даже резьба, которая соединяет металлические части предмета: в дореволюционной России она была дюймовой, сейчас метрическая.

В музее с интересом наблюдают за достижениями ИИ. «Сейчас эти методы не используются, но мы рассматриваем возможности их применения в нашей сфере. Однако вряд ли ИИ в перспективе сможет заменить опытного эксперта», – полагает Жанна Белик.
Каждое заключение обсуждается на экспертном совете, состоящем из реставраторов и ведущих специалистов. Иногда к экспертизе привлекают коллег из других организаций, так что итоговый вердикт – плод коллективного труда.
А вот в Центр художественной экспертизы имени Репина, как правило, приносят живопись, графику, реже скульптуру и предметы декоративно-прикладного искусства XIX–XX веков. Эксперты центра не только устанавливают авторство, но и проводят более широкую научную атрибуцию, предполагающую уточнение провенанса и места создания произведения, а также определение содержания картин и атрибуцию изображенных на них людей.
Так, специалистам ЦХЭ удалось выяснить место действия и действующих лиц безымянной прежде картины известного русского живописца Алексея Боголюбова. Работа с архивными материалами и фотографиями помогла понять, что на картине изображена соборная площадь Симбирска, на которую въезжает цесаревич Николай Александрович, сын Александра II, со свитой. «Как известно, Боголюбов сопровождал цесаревича в путешествии по Волге 1863 году», – напоминает Виктор Шпенглер.

ЦХЭ занимается преимущественно технико-технологическим исследованием предметов искусства. Художники не работают по шаблону, говорят в ЦХЭ. «Автор может вернуться к первоначальному замыслу спустя много лет и значительно переделать картину, но иногда это может быть сделано не очень умелыми учениками или вообще художником другой эпохи. Именно поэтому так важна роль химиков-технологов, которые проводят экспертизу произведений искусства вместе с искусствоведами», – говорит руководитель центра.
В ноябре 2024 года в ЦХЭ открылась химическая лаборатория с новейшим оборудованием. Здесь проводят химико-технологические исследования живописных и графических произведений, главным образом созданных на бумаге. Изучают не только пигменты и связующее, но и собственно бумагу, проводя микрохимический анализ основы.
Еще один новейший метод экспертизы бумажной основы – поляризационная микроскопия, с помощью которой выявляются структурные особенности волокон. По ним можно судить о составе бумаги и типе использованного сырья. С помощью этих исследований можно установить возраст бумаги, в значит, и созданных на ней произведений.
Художники нередко предпочитают конкретные типы бумаги, так что ее анализ может показать, соответствует ли материал стилю и предпочтениям того или иного автора. Если художник известен использованием дорогой бумаги, а произведение выполнено на дешевой, это сразу заставляет усомниться в подлинности переданной на экспертизу работы.

Важным признаком подлинности для целого ряда художников считается подготовительный рисунок. Его исследуют в инфракрасном спектре. А вот следы реставрации и поздние тонировки видны в лучах ультрафиолета. В микроскоп можно увидеть старение пигментов и кракелюр картины. При рентгенографическом исследовании виден почерк художника, можно заметить авторские изменения в процессе написания картины.
Не забывают в ЦХЭ и про стилистические методы: сравнение фактуры произведения с эталонными вещами, сравнение начертания подписи, изучение провенанса и т.д.
Методы на основе искусственного интеллекта в России пока не применяют, но в перспективе такое возможно, уверен Виктор Шпенглер. «Важно отметить высокую скорость развития программ искусственного интеллекта, – говорит руководитель ЦХЭ. – Чтобы частично заменить работу эксперта, в программу должно быть загружено большое число подлинных произведений художника, кроме того, работы этого автора должны быть систематизированы по периодам. И все же хочется верить, что полностью заменить эксперта невозможно».