Хрупкие чувства: опыт

Хирург и фотограф-сюрреалист вместе создают авторские вазы из английского фарфора

Этой осенью на выставке Cosmoscow, на стенде галереи Szena, среди холстов современных художников расположились то ли вазы, то ли скульптуры причудливой формы, на столах и постаментах, будто треснувших посередине.

Арт-объекты нового бренда Mag&Ritte к концу выставки раскупили полностью, по цене от 90 тыс. руб. за вазы до 540 тыс. руб. за мебель, а его создатели, врач Саломея Абальян и фотограф-сюрреалист Платон Юрич, выдохнули: начало положено, все было не зря, впереди — открытие шоу-рума.

А ведь год назад никто и представить не мог, что главврач дорогой клиники косметологии L’Art clinic, в прошлом челюстно-лицевой хирург, будет увлеченно выбирать эскизы, искать керамистов и начнет профессионально разбираться в тонкостях обжига фарфора.

...История Mag&Ritte началась в 2022 году. Форум аппаратной косметологии с участием европейских и американских коллег, который ежегодно много лет подряд проводила Саломея в Питере, пришлось отменить на неопределенное время – ее исключили разом из всех международных ассоциаций, многие постоянные клиенты L’ART clinic уехали из страны.

Но, будучи трудоголиком, Абальян не привыкла сидеть на месте. На помощь пришло ее увлечение коллекционированием, и особенно любовь к фарфору. «Я параноидальный эстет. Мы в семье с детства ели только с вилкой и ножом, яйца бабушка подавала в серебряных пашотницах, чай пили из костяного фарфора — и я этому материалу не изменяю до сих пор».

Вазы, считает Саломея, тоже должны быть из фарфора, как самого благородного материала — никакой керамики, которую выпускает каждая первая мастерская. Поэтому когда друг Саломеи, фотограф-сюрреалист Платон Юрич, чьи работы выставлялись в британской Masterpiece Fine Art в Дубае, в Art Emporium Gallery в Майами, в Villa de Claricini Dornpacher в Италии и других галереях в Европе и США, предложил ей делать такие вазы самой, точнее — в соавторстве с ним, она тут же согласилась.

Без созданного Платоном «зазеркалья» Mag&Ritte не случился бы: инопланетные формы, текущие, как часы в «Постоянстве памяти» Дали, — его заслуга. Кстати, само название Mag&Ritte напоминает о работах Платона, вдохновленных Рене Магриттом, а разделив слово на два, получили много новых смыслов: mag в переводе с немецкого «люблю», ritte — «ездить верхом».

«Мы хотели создать вазы, которые будут самостоятельными арт-объектами, украшая дом и без цветов, — говорят соавторы Mag&Ritte. — Наша конечная идея — сделать сервировку стола, то есть серию базовых предметов из вазы, подсвечника и фруктовницы, которые задают тон столу и всему помещению. Представьте базовую юбку: сегодня ты надел строгую рубашку, завтра — открытый топ, и получился новый образ. Так и с сервировкой: сегодня можно поставить в вазу икебану, завтра полевой букет, тарелки другого цвета — настроение изменится, но композиция останется цельной, потому что в основе — хорошая база, которая выглядит дорого».

Дорогой вид вазам Mag&Ritte придает не только космический дизайн, но и сам материал, «Париан» — неглазурованный скульптурный фарфор с мраморной текстурой, который использовали еще в викторианской Англии.

Сырье основателям бренда доставляют из других стран, с импортозамещением не сложилось: красивый фарфор из Гжеля оказался еще более хрупким, а особенности конструкции ваз повышают требования к прочности материала.

Несмотря на это, брак на всех этапах неизбежен: из 20 ваз выживает максимум две, отсюда и высокая себестоимость и цены «не для всех». В частности, за неделю до выставки Cosmoscow в печи лопнули все двадцать ваз — почти катастрофа, пришлось лить формы заново, а подруги Саломеи вместе с ней ночевали в мастерской, начищая новые вазы перед тем, как их покроют лаком.

«Это не гончарная история, а серьезное литье, сложное и дорогое, — объясняет Саломея. — У нас с Платоном опыта работы с фарфором не было, поэтому привлекали консультантов, профессоров Строгановки. Они крутили пальцем у виска, дескать, зачем я вообще в это ввязалась. Но мы с Платоном действительно не думаем сейчас о прибыли, не рассчитывали бизнес-модель. Это творческий проект, а кроме того, я хочу, чтобы после меня в этой жизни что-то осталось — не платья в шкафу, а такие красивые вазы».