Что ждет индустрию суперъяхт в будущем?

Рассказывает основатель и СЕО Imperial Yachts Евгений Кочман

Кораблестроение – одна из самых консервативных отраслей в мире, и изменения здесь происходят медленно. Особенно если сравнивать с автомобильной промышленностью, где новые технологии можно внедрить достаточно динамично. И все же судостроение постепенно выходит на новую орбиту. 

Расскажите, когда вы впервые столкнулись с трендом на устойчивое развитие и c зелеными технологиями в индустрии суперъяхт? 

Евгений Кочман Последние пять лет каждая уважающая себя верфь стремилась сделать какой-то проект, поддерживающий экологию. Многие ведущие верфи сейчас заявляют о том, что через 10 лет они перестанут выпускать яхты с двигателями внутреннего сгорания и перейдут на гибридные установки. 

Как компания Imperial Yachts откликнулась на этот тренд?

Е.К. В проектах, реализуемых Imperial, мы идем в ногу со временем. В случае, если заказчик не настаивает, мы отказываемся от обычной – или классической – концепции пропульсивных установок на дизельных двигателях. 

Мы проектируем и строим проекты на дизель-электрической пропульсии; в том числе разрабатываем проекты, приводимые в движение электричес­кими установками посредством литиевых батарей нового поколения, СПГ, водорода. Отказ от обычных, тяжелых, малоэффективных и шумных двигателей – это тренд сегодняшней реальности. А внедрение систем управления, энергосбережения и хранения энергии – в том числе с применением так называемых зеленых технологий – это требование завтрашнего дня, которому мы стараемся соответствовать и задавать горизонты развития для индустрии в целом.

Где для вас прошел водораздел между «старыми» и «новыми» яхтами? 

Е.К. Собственно говоря, все суперъяхты, которые Imperial спустит на воду начиная с 2023 года, будут на дизель-электрической пропульсивной установке с Azipod. Первой яхтой с дизель-электрикой в нашем исполнении станет 77-метровая Blue Marlin, строящаяся Imperial Yachts в сотрудничестве с голландским архитектурным бюро Sinot, а в 2025 будет спущена на воду 120-метровая суперъяхта, над которой мы работаем вместе с Эспеном Ойно. 

Кто и как сейчас регулирует экологичность яхт? 

Е.К. Во-первых, Международная морская организация разработала стандарты IMO Tier III для снижения выбросов оксида азота в избранных акваториях. Во-вторых, появляются целые регионы на планете, заявляющие, что они не пускают суда с дизельными двигателями. Речь идет о ряде фьордов в Норвегии, некоторых зонах Хорватии, Французской Полинезии, Австралии, Новой Зеландии… Для тех, кто не соблюдает новые правила, скоро значительно сузится география морских походов, а суперъяхта все-таки создается для масштабных путешествий. 

Какие еще экологические нововведения применяются сегодня в проектах Imperial Yachts? 

Е.К. В одном из наших 100-метровых совместных проектов с Winch Design мы решили внедрить целый ряд новых экологических инициатив. Например, использовать экологическую краску для корпуса яхты. Ведь сейчас даже требования к лакокрасочному покрытию снаружи судна применяются более строгие, чем раньше. Кроме того, в отделке интерьера мы будем использовать 100-процентно экологические материалы, без применения химического лака. Это абсолютно инновационный подход, мало кто сейчас на него отважится. В первую очередь потому, что таких материалов пока немного и стоят они зачастую дороже натуральных. И наконец, наряду с дизель-электрической установкой и приводом Azipod мы планируем использовать систему регенерации воды в так называемом законченном цикле, когда вода, используемая для охлаждения тех или иных систем, после обработки не уходит, а остается в системе. Так что мы серьезно нацелены сделать «зеленый» проект, который задаст новый тренд. 

Известно, что любые инновации стоят дороже стандартных подходов. Какую пользу получают владельцы яхт и их гости от зеленых технологий? 

Е.К. Интересно, что зеленые технологии опосредованно связаны с комфортом на борту. Поясню, каким образом. Всем известно, что экономия топлива с помощью дизель-электрики повлечет за собой значительное уменьшение вредных выбросов. Но устанавливая дизель-электрическую пропульсивную установку и «азиподы», без вала, без винтов, мы помимо прочего еще и избавляемся от вибрации, то есть суперъяхта становится практически бесшумной. А это дает совершенно иной уровень комфорта на борту. Так что и владелец, и гости яхты выигрывают вдвойне. 

Поэтому другой ваш проект – 120-мет­ровая суперъяхта, – создаваемый с Эспеном Ойно, назван «бесшумным»? 

Е.К. Поэтому, но не только. Действительно, это еще один проект Imperial Yachts c дизель-электрической установкой. Но «бесшумность» на нем достигается не только этим, а еще и за счет продуманной инженерии и использования новых шумоизолирующих материалов. По нашему замыслу, это будет одна из самых тихих яхт в мире по уровню децибел и, кстати, одна из самых больших кастомных яхт, которая будет построена в Голландии. 

Есть ли у вас проекты с альтернативным топливом? 

Е.К. Да, мы разрабатываем проект суперъяхты, работающей на LNG (сжиженный природный газ. – Прим. ред.), который планировался длиной 170 м, но за время работы прибавил в длине именно за счет внедрения новых технологий. Конечно, все новое – это непростая история, но очень интересная. Насколько я знаю, итальянская верфь Fincantieri хочет построить очень большой круизный лайнер на LNG. Французы сейчас изучают этот вопрос. Голландцы из Feadship сейчас строят «зеленую» яхту, правда, на водороде.

Когда, вы думаете, в судостроении произойдут реальные изменения, начало которых сейчас закладывается?

Е.К. Думаю, что реально существенные изменения начнут происходить где-то через пять-семь лет, к этому времени количество инноваций существенно увеличится. Благодаря чему будут созданы новые принципы, которые потом уже будут масштабироваться.

Читайте также в этом сюжете