Итоги яхтенного сезона-2022

Мнение эксперта: говорит Андрей Ломакин, основатель West Nautical Group

Как сложился яхтенный сезон 2022 года для российских яхтовладельцев?

Андрей Ломакин В целом сезон прошел очень неплохо. Практически все наши клиенты и клиенты других дилеров, яхтенных домов и так далее смогли, как обычно, отдохнуть на своих яхтах. Но все-таки изменения были. И в первую очередь это связано с тем, что шесть стран проявили особую «ретивость» и арестовали некоторое количество яхт. Их владельцы этим летом не смогли ими воспользоваться, и это, наверное, самый большой «черный штрих» во всей картине прошедшего яхтенного сезона 2022 года.

Необходимо пояснить, что мы говорим только о людях (1189 человек на дату проведения интервью, из которых яхтами владеют 10–15%), попавших под персональные санкции. Они либо не смогли вылететь к местонахождению своих яхт, либо их яхты оказались под арестом.

Если говорить об остальных владельцах яхт, которые не оказались под персональными санкциями, то налицо разделение: 60% яхтовладельцев, если не больше, перегнали свои лодки. В основном в Турцию, в Эмираты, на Мальдивы, в Россию и т. д. Они в этом сезоне отдыхали на яхтах именно там. Остальные провели отпуск там, где обычно они его проводят, и единственным легким раздражителем для них была достаточно частая проверка документов.

Здесь важно отметить, что огромная работа по подготовке к сезону легла не на самих владельцев, а на управляющие яхтами компании и экипажи. Поскольку и страховые компании, и флаги, и часть заводов, которые должны были выдать готовые яхты, доставляли определенные «проблемы», быть, что называется ready for the season («Готовым к сезону». – Прим. ред.) стало для них серьезным вызовом. Но те яхтовладельцы, которые имели в своем распоряжении сильную команду, будь то управляющая компания, family office и/или сильный экипаж, так или иначе все препоны преодолели. И мы знаем много случаев, когда «российские» яхты ходили и по западной части Средиземного моря, и в Испании, и в Монако, и т. д. И практически ничто не омрачало летом и осенью отдых владельцев и их гостей.

Где сегодня держат яхты российские яхтовладельцы?

А.Л. В марте – апреле огромные караваны яхт тянулись в Турцию и заполняли турецкие марины. Тем, кто не успел, порой приходилось вставать на якорь даже в бухтах. Часть яхтовладельцев держат яхты в Средиземноморье, как и раньше. Часть релоцировалась в дружественные страны. Но не стоит забывать и о тех, кто попал под персональные санкции – их яхты удерживают государства тех стран, которые их арестовали. Насколько мне известно, содержание этих яхт обходится в десятки миллионов евро и Англии, и Голландии, и Франции.

Отдельно необходимо упомянуть про то, что далеко не все смогли получить строившиеся яхты с верфей. К моему огромному сожалению, сегодня мы вынуждены констатировать тот факт, что санкции Великобритании очень жесткие, а получение яхт с британских верфей в настоящий момент гораздо более проблематично, чем с европейских, особенно южноевропейских. Французские, испанские, итальянские верфи по-прежнему russian friendly, в то время как голландские верфи предъявляют повышенные требования к российским яхтовладельцам и далеко не всегда удается получить готовую лодку.

Открыли ли для себя новые направления российские яхтовладельцы?

А.Л. Да, например, ОАЭ сегодня – это одна из стран, куда активно переходят русские и где сезон продолжается с сентября по апрель. И даже появился повышенный спрос на переброску судов на пароме или своим ходом из ОАЭ в Турцию и обратно. Могу сказать, что в бюджетах некоторых судовладельцев у нас заложены такие переходы, а несколько из них уже прошли в этом году по маршруту ОАЭ – Средиземное море – ОАЭ.

Какие сложности сегодня испытывают владельцы яхт в России и Европе с регистрацией, страховкой и оплатой счетов за яхты?

А.Л. Как я уже упоминал, санкции Великобритании – одни из самых, скажем так, тяжелых, и страховые компании, регистры и флаги, связанные с Англией, создают максимальные сложности и предъявляют высокие требования к яхтовладельцам. В то же время такие флаги, как Панама и, при определенных условиях, Острова Кука, остаются Russian friendly. Также существует ряд страховых компаний, которые страхуют яхты русских владельцев. Повторюсь, сегодня при грамотной работе family office и/или управляющей компании, весь этот комплекс вопросов с теми или иными усилиями решается.

Повлияли ли аресты имущества на желание россиян покупать яхты?

А.Л. В достаточно малой степени. Со стороны может казаться, что это не так, но на самом деле санкции затронули не очень большую часть яхтовладельцев (если мы оцениваем количество корпусов, а не общую совокупную стоимость яхт). Страны, которые арестовывали яхты весной 2022 года, несут ответственность за эти суда, несут колоссальные убытки, исчисляемые, как я уже говорил, десятками миллионов евро. Но, хочу подчеркнуть – для большинства яхтовладельцев больших изменений не произошло. При желании и продуманной подготовке можно ходить и отдыхать там, где хочется. При передвижении яхты внутри одной страны (например, не выходя за пределы Франции или Италии) вопросов вообще возникало минимальное количество.

Какие направления относительно безопасны для российских яхтсменов?

А.Л. На этот вопрос, как и на некоторые другие, не существует некоего универсального ответа. Сегодня нет никаких универсальных решений, нет универсальных советов и разобраться во всем хитросплетении может только очень большая команда юристов и яхтенных экспертов: специалистов по морскому праву, иммиграционных юристов, морских эксплуатантов, яхтенных менеджеров и т. д., которые досконально и индивидуально изучают каждый случай. Поэтому стандартная рекомендация для россиянина – посещение тех стран, которые мы сегодня называем «дружественными». Но оговорюсь, что это очень примитивно сформулированное правило, поскольку части судовладельцев можно беспрепятственно ходить по всему Средиземному морю даже в озвученных санкционных условиях и продолжать пользоваться своими яхтами.

Все наши клиенты получили отдых на яхте в тех местах, где и хотели. Единственное, что о скидках пришлось временно забыть
Андрей Ломакин
основатель West Nautical Group

Можно ли сейчас купить яхту человеку с российским паспортом?

А.Л. Можно, но здесь надо подробно изучить особенности санкционного и иммиграционного законодательства страны, в которой вы ее хотите покупать. Самый простой напрашивающийся ответ – сегодня гражданин РФ может заказать и купить лодку, например, в Турции, ОАЭ, Бразилии или Китае. Эти страны никак не участвуют в антироссийских санкциях и, как обычно, ведут свободную торговлю с гражданами России. Здесь есть ряд верфей, строящих вполне сносные лодки, но в целом ситуация схожа с автомобильным рынком, где китайские и прочие, скажем так, «экзотические» для нашего рынка производители стоят особняком. То есть вы можете их купить на свой страх и риск и, возможно, даже останетесь довольным.

Если же кто-то хочет все-таки покупать яхты полюбившихся россиянам качественных британских, итальянских, немецких, голландских или американских брендов, то здесь существует огромное количество нюансов. Прежде всего надо понимать, что в соответствии с четвертым пакетом санкций от 16 марта в Россию нельзя поставлять яхты или продавать яхты россиянам для эксплуатации на территории РФ. В санкционных формулировках существует две правовые конструкции, которые определяют, на кого именно санкции распространяются. Опять же поясню, что сейчас мы говорим о людях с российскими паспортами.

Надо понимать, что существуют государственные санкции – европейские, британские или американские – то есть санкции, введенные на уровне государства. Но помимо них существуют и административные барьеры, и собственные политические решения заводов-производителей. «Сэндвич» складывается при учете всех факторов.

Необходимо учитывать и существование двух разных юридических конструкций, одну из которых не очень корректно можно обозначить как «европейскую». Она гласит, что сегодня «нельзя поставлять яхту как предмет роскоши на территорию РФ и для использования на территории РФ». То есть нельзя заказать поставку яхты с пунктом назначения «Сочи» или «Санкт-Петербург». Также нельзя купить яхту, скажем, во Франции и отправиться на ней прямиком в Сочи или Москву.

Для того чтобы гражданину России, имеющему только российский паспорт, была передана «европейская» яхта, он должен иметь ВНЖ какой-то другой страны. Например, Узбекистана, Турции, Америки, Бразилии. По сути, если мы говорим о европейских санкциях, на которые ориентируются итальянские, часть французских, испанские верфи, то сегодня для продажи яхты русскому покупателю должен быть соблюден ряд условий:

a) Гражданин РФ должен иметь ВНЖ в другой стране.

б) Покупатель не просит поставить яхту на территорию РФ.

в) Покупатель подписывает обязательства (в банке и на верфи) не использовать яхту на территории РФ.

При соблюдении этих условий сегодня обладатель российского паспорта может купить яхту.

Вторая юридическая конструкция – «британская». Здесь санкции имеют гораздо более широкую трактовку. Звучит она в британском варианте следующим образом: «British companies can’t make yacht available to any person connected to Russia». То есть британские компании не могут сдать яхту в аренду (в чартер) или продать ее любому человеку, связанному с Россией.

Но если человек, имеющий российский паспорт, сегодня проживает не в России и работает не в России (источник дохода находится за пределами РФ), имеет недвижимость за пределами России, а в России не имеет недвижимость, то практика показывает, что сегодня он чаще всего признается лицом not connected to Russia, то есть «не связанным с Россией». Поэтому, если мы говорим о гражданах, имеющих паспорта других стран, здесь каждый случай хотя и сложный, но есть, скажем так, хорошие шансы купить яхту у тех верфей, которые не позиционируют себя как «не продающие яхты русским».

Отдельная сложность – вопросы оплаты яхт через банки. Банки практически по всему миру предъявляют особую осторожность к переводам из РФ и от российских клиентов. Да и платежи из России на сегодня ограничены суммой $1 млн в месяц. Решений в области банковских платежей несколько, однако их применение должно быть оценено заранее квалифицированными аудиторами с тщательной подготовкой полного пакета документов для банковского compliance.

Отдельно хочу отметить, что в ряде юрисдикций особую популярность набирают расчеты в криптовалюте (в частности, USDT, привязанной к доллару США), которые на сегодня служат удобным и быстрым решением, хотя и не самым дешевым.

Есть ли верфи, которые сегодня ни при каких обстоятельствах не продадут яхту русскому клиенту?

А.Л. Да, к сожалению, есть верфи, которые сегодня принципиально не продают яхты русским. Например, один голландский завод, который построил клиентам из России не один десяток яхт более 55 м, не продаст яхту русскому, какого бы количества паспортов у него ни было. И отдельно хочу упомянуть, что в Голландии существует еще и административный барьер – сегодня невозможно при получении новой яхты оформить ее экспорт. Даже если какая-либо верфь захочет передать яхту российскому владельцу, она не сможет оформить экспорт и, соответственно, передать яхту без НДС.

Можно ли сейчас купить яхту человеку с российским паспортом?

А.Л. Можно. Здесь свой букет особенностей. Ряд крупных европейских брокерских домов перестал работать с российскими клиентами, другие включили к «ковидной» оговорке еще и санкционную. Она говорит о том, что если клиент попадет под персональные санкции, то они не смогут ни чартер предоставить, ни деньги вернуть. Для ряда наших клиентов нам пришлось очень сильно попотеть этим летом, чтобы найти яхту, которая устраивала бы нашего клиента и чтобы с ним захотел работать и морской брокер владельца яхты, и сам владелец. В итоге все наши клиенты получили отдых на яхте в тех местах, где и хотели. И в Турции, и во Франции, и в Италии, и т. д. Единственно, о чем пришлось временно забыть, так это о скидках…

Можно ли сейчас человеку с российским паспортом получить услуги яхтенных компаний, юристов, классов, флагов?

А.Л. Можно. На сегодня услуги компаний не находятся под санкциями. Другое дело, что ряд юристов, особенно в Англии, может сказать, что они не примут клиента, потому что он связан с Россией или из России. Важный момент – здесь есть тонкая и не всегда очевидная грань: санкции не ориентируются на национальность.

На сегодняшний момент человека, русского по национальности, санкции могут вообще не касаться. Важны именно место проживания, источники дохода и центр жизненных интересов. Но каждый такой случай, на самом деле, уникальный и может быть проанализирован только в комплексе группой специалистов.

Как введение санкций на покупку яхт для россиян отразилось на глобальном яхтенном рынке?

А.Л. Эффект есть. Не секрет, что существуют верфи, у которых в общей массе процент российских клиентов доходил до 40%. А, например, мегаяхты на протяжении последних лет строили преимущественно три «типа» клиентов: американцы, русские и арабы. Надо сказать, что все верфи чувствуют себя очень неуютно, поскольку они могут строить, но они не могут передавать яхту – я сейчас говорю о североевропейских и английских верфях.

В этом году итальянскими и французскими верфями было осуществлено несколько поставок русским – яхты были переданы в Европе – и при выполнении определенных требований по KYC (Know Your Customer, или «Знай своего клиента». – Прим. ред.) и при гарантиях со стороны клиента, что яхта будет использоваться только в Европе, а не в России, яхты передавались. И таких случаев не единицы, а десятки, если не больше.

Насколько мне известно, летом несколько голландских верфей написали коллективное письмо своему правительству, в котором они (далее моя вольная трактовка) сообщили, что их состояние будет весьма плачевным, если санкции будут продлены. Имея неутешительные прогнозы по надвигающейся рецессии в Европе и Америке, они чувствуют себя крайне неуверенно.

Как относятся к российским яхтсменам за границей?

А.Л. Если мы говорим о так называемых authorities (флагах, портах, морской полиции, службах береговой охраны и т. д.), то ответ простой – настороженно. Если же про обычных людей, я бы сказал с вероятностью 90%, если не больше, – как обычно. Все простые частные лица – будь то владелец ресторана, заправки или сосед по яхте – понимают, что есть отдельный человек и отношение к нему должно быть связано с именно его действиями и поведением, а не с чем-либо другим.

Что вы можете посоветовать российским яхтовладельцам?

А.Л. Жизнь продолжается, несмотря на очень непростые и неоднозначные времена. Если вы ничего не хотите менять в своих привычках и/или в своих планах, то, имея хороший family office или хорошую управляющую компанию, на сегодня не так много оснований менять свои планы или привычки.

И напоследок я бы хотел особенно подчеркнуть, что именно сейчас каждому яхтсмену очень важно не только скрупулезно следовать нормативам и законам РФ, но и неукоснительно соблюдать законодательство тех стран, где яхта строится и где она будет эксплуатироваться. Тогда с высокой долей вероятности вы будете наслаждаться отдыхом на яхте, а не выяснять отношения с властями разных стран.

Читайте также в этом сюжете