Тренд: технологический рай
В январе этого года в Париже прошла зимняя сессия Maison & Objet (вторая, осенняя, состоится в сентябре) – одно из событий, открывающих годовой календарь ценителей дизайна и профессионалов интерьерной сферы.
Выпуск стал юбилейным – уже 30-м по счету. Солидную дату отмечали важной темой, озаглавленной как Tech Eden – «Технологический рай». Разработанная в сотрудничестве с агентством Peclers Paris, она предлагает поразмышлять над будущим, в котором соединились технологии и природа.
Тема Tech Eden отражена и в ключевых проектах самой Maison & Objet, и в наполнении выставочных стендов, и в выборе дизайнера года – им в 2024-м стал Матье Леаннер, мастерски сплетающий в своих работах искусство, дизайн, науку и технологии. Собственную интерпретацию Эдема XXI века он предложил в инсталляции Outonomy – изолированного от цивилизации пространства, в котором можно переосмыслить свой образ жизни и взаимодействия с окружающей средой, а также задать вопрос: а что мне действительно нужно?
Что нужно современному потребителю, стремятся уловить и компании-производители. Чутко реагируя на изменение образа жизни, культурные и экономические факторы, экологические проблемы, они предлагают предметы для красивого дома, заботы о себе и о планете.
Переработанные материалы
«Технологический рай» сегодня невозможно представить без гармоничного сосуществования с природой – компании изучают способы использования отходов производства, возобновляемых материалов и даже мусора для создания продукции без вреда для окружающей среды.
Например, в рамках проекта M&O Future on Stage выставка выделила сразу три молодые компании с дальновидным подходом к производству, удачно сочетающих эстетику и технологии.
Бренд Anga (Франция) придумал рецепт революционного материала, который называет экологически чистым мрамором: переработанный пластик с красивыми разводами подходит для отделки и изготовления столешниц.
Бренд Bluecycle (Греция), обеспокоенный загрязнением океана, предлагает различные предметы, вдохновившись подводным миром. Сделаны они из переработанного мусора, выловленного между греческими островами: рыболовные сети и пластиковые бутылки получают вторую жизнь в виде ваз, скамеек и стульев, напечатанных на 3D-принтере.
Tosco Studio (Португалия) изготавливает мебель из бетона, используя собственную инновационную технологию: из материала, типичного скорее для строительной отрасли, получаются элегантные столики с округлыми формами, изящные стеллажи и миниатюрные вазы. Декоративности добавляет двухцветный «мраморный» эффект.
Благополучие
Забота о себе – один из важных векторов современного дизайна. Сегодня мы все чаще ощущаем необходимость замедлить чрезмерно активный образ жизни, восстановить баланс, позаботиться о ментальном и физическом здоровье. Дом становится персональным местом силы, и предметы должны соответствовать. Отсюда востребованность моделей, направленных на обретение благополучия.
Так, среди ярких экспонатов Maison & Objet – скульптурный велотренажер, результат коллаборации итальянских брендов Ciclotte и Teckell. Он поможет поддерживать форму, не нарушая гармонии интерьера: значительная часть тренажера сделала из прозрачного стекла, за счет чего он буквально растворяется в пространстве.
Пример осознанного подхода демонстрирует и португальский бренд Munna. В числе его хедлайнеров на выставке – кресло для медитации Pema, на котором удобно устроиться в позе лотоса.
Мебель outdoor
Тенденция проводить больше времени на свежем воздухе набирает обороты. Ярко проявившаяся в пандемию, она также является ответом на растущую потребность людей восполнить дефицит природы, связь с которой мы утрачиваем из-за недостатка зелени в городах и цифрового образа жизни.
Зеленые зоны становятся точками притяжения, интерьер и экстерьер соединяются в плавно перетекающее пространство с размытыми границами.
Мебель легко меняет место обитания – переносится из гостиной на террасу и в сад или же наоборот. Поэтому визуально современные предметы outdoor ничем не уступают «домашним», а иногда и вовсе позиционируются как универсальные. Главное отличие – в особо прочных материалах: долговечных каркасах и простых в уходе обивках, которые не боятся ни дождя, ни палящего солнца.
Неудивительно, что садовая и уличная мебель на Maison & Objet занимала особое место: новинки можно было увидеть на многих стендах.
Хороший пример – коллекция итальянской компании Cassina, полностью посвященная outdoor-направлению. В нее вошли предметы по дизайну таких мэтров, как Антонио Читтерио, Родольфо Дордони, Пьеро Лиссони, Патрисия Уркиола, Геррит Ритвельд, Ле Корбюзье, Пьер Жаннере и Шарлотта Перриан.
Вдохновением для создателей сочных обивок и жизнеутверждающей палитры стали краски Средиземноморья: от морской лазури до теплой терракоты.
Природные формы
Желание современного человека видеть дом уютным и безопасным пространством влияет и на формы мебели. Мы уходим от строгого минимализма, прямых линий и острых углов. Их место занимают овалы, круги, смягченные силуэты, которые позволяют создать спокойное и чувственное пространство, вызывающее эмоциональный отклик.
Такие естественные формы отвечают и трендам органического дизайна – вещи напоминают предметы и явления, встречающиеся в природе: плывущие по небу облака, гальку на пляже, фрагменты растений.
Нужного эффекта дизайнеры добиваются с помощью передовых технологий, включая ИИ и 3D-печать, или традиционных техник, сохраняющих тепло человеческих рук.
Подобные предметы можно было увидеть и в коллекциях дизайнера года Матье Леаннера, и на стенде премии для молодых дизайнеров Rising Talents Awards.
Так, Нельсон Фоссей, студия Index Office (IO), представил вазы Cells, изготовленные методом 3D-печати под управлением цифровой программы, которая воспроизводит рост стебля растения.
А Орели Хёги, чья работа была отмечена одним из ведущих мировых трендхантеров Ли Эделькорт, показала мебель из ротанга, сочетающую динамичную форму и природный материал, обращаться с которым ее научили индонезийские ремесленники. «Работу с ротангом сложно механизировать, – говорит Орели. – Это живой дизайн. Ручная работа и элемент неожиданности придают творческому опыту особую вибрацию».
Прозрачность
Прозрачные, почти невесомые вещи, привносящие в интерьер визуальную легкость, – один из хитов выставки. Основной материал здесь, конечно, стекло: бесцветное и окрашенное, в классической огранке или необычных форм.
Подобные предметы имеют как утилитарное значение – взглянуть на те же выдувные стеклянные ножки столиков Матье Леаннера, – так и коллекционную ценность: многие из них преподносятся как удачные инвестиции и будущие реликвии.
Такими точно будут изделия хрустального Дома Baccarat – к юбилею Maison & Objet бренд, который отмечает в 2024 году свое 260-летие, подготовил экспозицию Alchemy, the immersive experience («Алхимия: иммерсивный опыт»).
Но, как говорится, не стеклом единым: к примеру, компания Théorème Editions показала скамейку Constantin, отлитую из смолы как цельный блок. Благодаря отсутствию каких-либо стыков полупрозрачный материал равномерно пропускает свет, раскрывая всю красоту замысла дизайнера.