Продажи компьютеров в России падают быстрей, чем в Европе

На рынках России и Украины "суровая ситуация". Причины – затоваривание складов, сознательное нежелание части ритейлеров тратиться на закупку товара, а также финансовая несостоятельность некоторых розничных сетей.
С.Портер

Таковы предварительные данные аналитической компании IDC за I квартал 2009 г. В регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) наиболее пострадали от кризиса рынки стран Центральной и Восточной Европы: здесь поставки компьютеров (в штуках) сократились по сравнению с I кварталом 2008 г. на 41%.

IDC отмечает "суровую ситуацию" на рынках России и Украины, а вот некоторые восточноевропейские рынки – например, Чехия и Словакия – даже выросли.

В странах Западной Европы поставки уменьшились всего на 0,5% (европейцы активно покупали мини-ноутбуки), а на Ближнем Востоке и в Африке – на 6,1% (резко сократились продажи настольных компьютеров, зато вырос спрос на ноутбуки).

В среднем по региону EMEA поставки компьютеров сократились, по оценке IDC, на 10%, а по данным аналитической компании Gartner– на 10,2%. Gartner приводит общий объем квартальных поставок в этих регионах – 22,7 млн компьютеров. По ее данным, это 33,8% всех компьютеров, проданных за январь-март в мире (67,2 млн). Общемировой объем поставок уменьшился в I квартале, по оценке Gartner, на 6,5%.

Ввоз в Россию импортных компьютеров (на них приходится наибольшая часть продаж) просел в I квартале, по оценкам главы представительства Acer Глеба Мишина, на 25–30% по сравнению с тем же периодом 2008 г. Правда, в розничных продажах спад был незначительный, считает он: с IV квартала 2008 г. на российских складах производителей скопилось порядка 1 млн только ноутбуков, которые распродавались в январе-марте.

В целом по рынку поставки компьютеров розничным сетям сократились по сравнению с I кварталом 2008 г. "в разы", говорит гендиректор K-Systems Эдуард Воронецкий, его компания сократила эти поставки на 30–40%. Причины – затоваривание складов, сознательное нежелание части ритейлеров тратиться на закупку товара, а также финансовая несостоятельность некоторых розничных сетей, перечисляет он. Продажи компьютеров конечным покупателям сократились, по оценке Воронецкого, на 30–40%, особенно заметным спад стал в конце I - начале II квартала. Это традиционно "мертвый сезон", на который наложилось снижение покупательной способности населения, заключает он.