Статья опубликована в № 3137 от 05.07.2012 под заголовком: Драма дальнобойщика

Кинофестиваль в Карловых Варах: Кино Восточной Европы – больше не приоритет

С приходом нового арт-директора Международный кинофестиваль в Карловых Варах сразу же стал меняться, но в какую сторону – пока не понятно
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Karlovy Vary IFF

Все последние годы концепцией карловарского смотра руководила хранительница его духа Эва Заоралова, работающая тут еще с давних советских времен. Именно с ее именем связывают стремительный рост фестиваля, который после распада соцблока превратился в главную киноплощадку Восточной Европы, отобрав этот статус у Московского фестиваля, своего бывшего спарринг-партнера.

Карловы Вары всегда пытались нащупать и отрефлексировать особую восточноевропейскую чувствительность, возникшую на руинах постсоциалистического пространства, по-прежнему травматичного и неспокойного. Но с прошлого года Заоралова перешла в статус художественного консультанта, а ее пост занял молодой Карел Окх. Он вырос в другую эпоху, отрицающую деление на регионы и территории, и имеет, соответственно, совершенно иные предпочтения и представления о том, каким должен быть современный кинофестиваль.

Результат его работы пока не поражает, но интригует. В Карловых Варах сразу же изменилось многое – от плаката и дизайнерского оформления фестиваля до, разумеется, типа фильмов. Традиционный плакат отменили вовсе, подчеркнув курс на строгий минимализм, – эффектные и в хорошем смысле забавные постеры, украшавшие прошлые фестивали, сменились простым белым листом с черными цифрами 47 в центре: никаких красок и рисунков, лишь сухая индикация возраста фестиваля. Чистый лист во всех смыслах слова.

Программа тоже переформатирована – курс на Восточную Европу и ближние территории больше не в приоритете. К примеру, в этом году в Карловых Варах – едва ли не русском городе, где почти все говорят по-русски, – практически нет российского кино, хотя каждый год здесь было пять, а то и больше отечественных картин. Зато имеется около 10 премьерных фильмов из Канады. Один из них – «Грузовик» Рафаэля Уэлле – пока является лучшим в конкурсе. Пожилой квебекский дальнобойщик (Жюльен Полан) попадает в аварию, сталкиваясь лоб в лоб с автомобилем, выехавшим на встречную. Виновница ДТП погибает на месте, а герой, испытывая муки совести, несмотря на невиновность, впадает в тяжелейший кризис, из которого его пытаются вытащить взрослые сыновья, сто лет не видевшие отца и друг друга.

Простая сильная история о тщетных попытках собрать по кусочкам себя самого и свою семью решена в безыскусной, но при этом чувственной манере, которой вторят суровые и одновременно тактильные пейзажи канадской природы, идущие фоном и снятые без педали. А главное, здесь нет каких-либо надежд на то, что с возрастом – а все персонажи уже немолодые люди – жизнь становится если не легче, то хотя бы быстрее. Зато есть смирение с его неповоротливостью и неизменностью.

Главный герой – грузный, одинокий и несговорчивый старик – сам как тот грузовик, который после аварии почему-то забыли убрать с дороги и отправить в утиль. Из элементарной обыденности и повседневных ритуалов – труд, выпивка, охота – вырастает лирическая, но несентиментальная драма не столько о старости, сколько о том, что жизнь действительно продолжается всегда, хотя иногда было бы лучше, если бы в определенный момент она закончилась. Иными словами, о том, что она обрывается или слишком рано, или слишком поздно, но никогда вовремя.

Карловы Вары

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more