Статья опубликована в № 4307 от 21.04.2017 под заголовком: Как китайская деревенская логистика завоевала мир

Как жители китайской деревни создали четыре крупные компании курьерской доставки

Им помогли традиции хождения пешком на большие расстояния
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Для затерянной в горах китайской деревушки в Сятане слишком много больших домов. Роскошные автомобили с номерными знаками, которые продаются в Шанхае по $13 000, также позволяют предположить, что деревня эта не простая.

Округ Тонлу на востоке китайской провинции Чжэцзян с населением всего 400 000 человек – родина основателей четырех разных логистических компаний и служб экспресс-доставки. За последние 16 месяцев все четыре компании провели IPO на китайских или иностранных биржах, сделав своих основателей миллиардерами.

Провинция Чжэцзян известна своей предпринимательской культурой и сплоченными бизнес-сообществами. Прибрежное расположение в 1990-е гг. способствовало развитию ориентированных на экспорт производственных предприятий.

Округ Тонлу очень живописный: весной зеленые горы с ковром из желтых цветов, но его отдаленное расположение препятствовало экономическому росту. В начале 1990-х гг. местные деревни населяли очень бедные жители, привыкшие к лишениям и способные выполнять тяжелую физическую работу.

«Люди в Тонлу знали толк в передвижении пешком. Транспорт не был развит, и, чтобы поддерживать контакт с внешним миром, приходилось рассчитывать только на собственные ноги, – говорит Сунь Кань, автор вышедшей в 2014 г. книги, посвященной «банде» курьеров (куайди) из Тонлу. – Первые куайди передвигались на трехколесных велосипедах или другом примитивном транспорте. Городские люди не могут выполнять такую тяжелую работу».

Ночной документооборот

«Крестным отцом» «банды» из Тонлу стал Ни Тэнфэй. В 1993 г. в возрасте 20 лет он основал компанию STO Express, переехав из Тонлу в Ханчжоу, а затем в Шанхай. Он нанял в свою компанию друзей и родственников и начал с доставки сладостей и алкоголя. Однако вскоре Ни осознал, что может заработать гораздо больше, доставляя документы для компаний.

Компаниям-экспортерам нужно было отправлять таможенные декларации из производственных хабов в Чжэцзяне в Шанхай. Почтовая служба China Post доставляла документы из Ханчжоу в Шанхай за три дня, STO стала делать это за одну ночь.

В Сятане, родной деревне Ни с населением 600 человек, есть длинная стена со скульптурными барельефами, посвященными 25-летней истории куайди. На одном из них бюрократ выписывает штраф курьеру-куайди. Сопроводительная надпись поясняет, что на этапе становления отрасли законодательство запрещало частным компаниям оказывать услуги доставки и им приходилось «искать лазейки для выживания».

Следом за лидером

Другие жители Тонлу пошли по стопам Ни. Сам он погиб в автокатастрофе в 1998 г., а его младший брат Ни Тэнюн в 1998 г. основал компанию Yunda Holding. Еще один житель Тонлу, Ю Вэйцзяо, жена которого работала в STO, в 2000 г. создал YTO Express. В 2002 г. еще один выходец из Тонлу, долго работавший в STO, Лай Мэйсон основал компанию ZTO Express.

«Деревня изменилась до неузнаваемости. Те, кто уехали и стали боссами, все построили себе огромные дома. Когда они возвращаются домой после Праздника весны, на дороге выстраивается бесконечная вереница роскошных автомобилей», – рассказывает Фэн Гэньфу, президент торговой палаты Шанхая и Тонлу.

За счет интернета

Бум электронной коммерции в середине 2000-х гг., лидером которого стала Alibaba, привел к экстраординарному росту в секторе доставки. Курьеры рассеялись по всей стране, доставляя одежду, товары для дома, бытовую технику, а в последние годы и свежеприготовленную еду. В 2016 г. логистические компании Китая доставили 31 млрд посылок – на 51% больше, чем годом ранее.

Знаменитые соседи

К началу 2000-х гг. город Вэньчжоу стал центром мирового производства зажигалок и очков. Расположенный рядом город Нинбо приобрел известность благодаря рискованной игре на бирже. «Открытый» город Фучжоу – центр лесопереработки. А в столице провинции Чжэцзян Ханчжоу расположены штаб-квартиры Alibaba и других крупнейших интернет-компаний.

Четыре курьерские компании из Тонлу провели IPO друг за другом. Даже их подходы к осуществлению первичного размещения были похожи. ZTO разместилась на Нью-Йоркской бирже в октябре, три остальные компании вышли на биржи Шанхая или Шэньчжэня, купив уже зарегистрированные на бирже компании и переведя в них свои активы. Это позволило им не ждать несколько лет одобрения на размещение на биржах КНР.

В Сятане 84-летний старик по фамилии Ву нежится на солнце на веранде большого дома. Он одет в элегантную шляпу из твида, носит золотое кольцо и браслет. Ему трудно передвигаться, но его сын – один из 14 родственников, работающих в курьерском бизнесе в Шэньчжэне – нанял двух служанок для ухода за отцом. «Конечно, я помню братьев Ни. В этой деревне все друг другу родственники. Те мальчишки когда-то были совсем нищими, на полу спали», – говорит Ву.

Перевела Надежда Беличенко

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more