На галстуках-бабочках и подтяжках можно неплохо заработать

Хотя рынок маленький и подверженный влиянию моды
Татьяна Мартынова и Валентина Таранина познакомились, когда работали в ночном клубе/ Личный архив

Носить галстуки-бабочки мужчин уговаривают женщины, уверены 34-летняя Татьяна Мартынова и 29-летняя Валентина Таранина. У них в Санкт-Петербурге магазин-мастерская галстуков-бабочек «Чинаски», выручка которого составила 13 млн руб. за 11 месяцев этого года.

Девушки познакомились в 2014 г. в ночном клубе. Мартынова занималась продвижением клуба в соцсетях, а Таранина, внештатный копирайтер, подрабатывала в гардеробе. Периодически в клубе проходили костюмированные вечеринки. Однажды гостей попросили прийти в костюмах и бабочках. Бабочки найдутся не в каждом шкафу, подумали Мартынова и Таранина. И за одну ночь сшили несколько зеленых и красных бабочек, чтобы раздавать сотрудникам и посетителям клуба. Сшитые наспех бабочки вышли кривоватыми, вспоминают Мартынова и Таранина. Но гости клуба и коллеги охотно разобрали все изделия, сшитые Тараниной. Мартынова и Таранина уволились из клуба и открыли мастерскую по пошиву бабочек.

Рынок таких галстуков очень мал, как и рынок всех галстуков. Например, в 2017 г., по данным Tebiz Group, в России сшили 73 900 галстуков, на бабочки пришлось менее 10%. Но Мартыновой и Тараниной удалось найти свою нишу. Они делают около 1000 видов необычных галстуков-бабочек, например расписанные вручную бабочки с видами Санкт-Петербурга и фирменными петербургскими словечками вроде «парадная» и «поребрик». Рисунки делают восемь внештатных художников. В месяц «Чинаски» продает 1000 бабочек.

Трактат о бабочках

Галстуки-бабочки сейчас в моде, их носят даже с кедами, говорит стилист Наталья Корнеева. Но мода может измениться, предполагает она. А по мнению гендиректора All about luxe, эксперта женского собрания парламентского клуба Юлии Бевзенко, галстуки-бабочки не подвержены влиянию моды – их покупают приверженцы определенного стиля, демонстративные, артистичные натуры. Так, на Западе бабочки носят профессора университета вместе с джемпером и твидовым пиджаком, в России – представители мира театра и кино, говорит Бевзенко: телеведущие, конферансье, музыканты и т. д. Как рассказывают стилисты, бабочки также приобретают бизнесмены, руководящие офисные сотрудники. Кроме того, бабочки часто покупают детям на утренники и школьные линейки.

В коллекции ведущего праздников из Санкт-Петербурга Павла Шмелева 76 бабочек, значительная часть куплена в «Чинаски». Есть варианты под любое настроение и тему мероприятия, говорит ведущий.

Сшить бабочку несложно. Нужны два небольших прямоугольника ткани. Их прокладывают флизелином, сшивают и отутюживают. Посередине пришивают перекладину, а затем крепят ремешок и застежку. Сначала Таранина и Мартынова использовали американский хлопок и габардин – чем плотнее материал, тем лучше. Они продаются в разных цветах и узорах – это тоже большой плюс. Позже Мартынова и Таранина добавили в ассортимент бабочки из более дорогих и респектабельных материалов, например итальянской шерсти. Сначала бабочки стоили 350 руб. за 1 шт., сейчас – 500–3000 руб.

Зимний сезон бабочек

В апреле 2014 г. Мартынова и Таранина приняли первые заказы через соцсети и за три месяца продали 110 бабочек. Из Сыктывкара в Санкт-Петербург приехала мама Мартыновой – бывшая швея-мотористка – и забраковала изделия, мол, сшиты неаккуратно, уголки не острые, швы не отутюжены. Партию из 30 шт. выбросили, а девушкам пришлось заняться улучшением техники шитья.

В сентябре приятели, открывавшие кофейную точку в книжном магазине, предложили Мартыновой и Тараниной разместить небольшой стенд с бабочками на кофейной стойке. В кофейне девушки нашли первого крупного покупателя. Подошедший за кофе мужчина сразу купил 40 шт. – оказалось, для танцевального коллектива, которым он руководил.

В ноябре 2014 г. Мартынова и Таранина впервые продали 100 бабочек за месяц. Воодушевившись, они решили открыть собственный магазин. На Avito нашли недорогое помещение на Невском проспекте площадью 15 кв. м. На покупку торгового оборудования и аренду скинулись из зарплат.

Хотя помещение и располагалось на Невском проспекте, вход был очень неудобным, найти его было трудно, а повесить указатель на главной улице города девушки не решились, говорит Мартынова. Поэтому в «Чинаски» заходили в основном заказчики из интернета и покупатели соседнего магазина винтажной одежды и оптики. Продажи были мизерными – 2–3 галстука в день.

Сезон бабочек начался в декабре, шутит Мартынова, когда петербуржцы стали искать подарки на Новый год. За месяц Мартынова и Таранина продали бабочек на 200 000 руб. и смогли покрыть расходы на открытие. Следующий пик пришелся на 23 февраля. Мартынова и Таранина уже не успевали шить. Работали прямо при покупателях. Клиенты выбирали ткани-заготовки и шли к швейной машинке, за которой сидела Таранина, а Мартынова управлялась с утюгом и кассой. На изготовление одной бабочки уходило примерно 15 минут. Иногда у швейной машинки выстраивалась очередь из покупателей, вспоминает Мартынова.

$3,9 млн

составил импорт галстуков из Италии в 2018 г., по оценкам Tebiz Group. Из Китая было ввезено галстуков на $2,3 млн, из Франции – на $519 200

Мартынова и Таранина бабочками не ограничились: начали шить классические галстуки, самовязы, носки, женские банты и повязки на голову (так называемые солохи), а также платочки в карман и подтяжки. Подтяжки Мартынова и Таранина шьют в цвет к бабочкам. Технологию переняли у китайцев: заказали подтяжки на AliExpress, изучили, как они устроены, сделали похожие, из той же ткани, что и бабочки.

Корпоративные заказчики

В 2016 г. в магазинчике Мартыновой и Тараниной на Невском проспекте протекла крыша, и они решили переехать. Нашли в Перекупном переулке помещение на 70 кв. м под магазин и оборудовали там мастерскую. Аренда – около 70 000 руб. в месяц. Поставили две промышленные машинки и перешли на фабричный способ раскроя. Складывали ткани в настил и кроили специальным ножом. В мастерской подрабатывали студентки технологического колледжа. Вместе с ними Мартынова и Таранина придумали особую рейку, с помощью которой можно было отглаживать швы и выворачивать длинную и узкую заготовку на лицевую сторону. Производительность труда выросла чуть ли не в 10 раз: за два часа швеи могут сделать 44 бабочки одного цвета.

Постепенно стали появляться и корпоративные заказчики, которые находили «Чинаски» через соцсети (сейчас у группы «Чинаски» в Instagram 57 000 подписчиков). Первым сделал заказ магазин галстуков-бабочек из Хабаровска Be Hip (его владелица подтвердила факт сотрудничества). В Смоленске бабочки и носки «Чинаски» продает киоск «Эффект бабочки». По словам его совладелицы Марии, в будни киоск продает в среднем три галстука и две пары носков в день. Для Смоленска 1000 бабочек в год – очень хороший результат, считает Мария. Она объясняет его тем, что киоск расположен в одном из самых крупных торговых центров. Бабочки также закупил салон красоты для детей «Смайл» из подмосковного Климовска. В 2017 г. выручка «Чинаски» составила 19,5 млн руб. – это был рекорд. А потом начался спад.

Изменчивая мода

В расчете на то, что рост продолжится, Мартынова и Таранина решили расширить производство. Они сняли видеоролик и подали заявку на конкурс СКБ «Контур» «Я бизнесмен», выиграли приз зрительских симпатий в 200 000 руб. Еще столько же вложили сами. Наняли еще двух швей и двух менеджеров. Всего в компании тогда работало девять человек.

Но надежды не оправдались. Реализовался тот самый риск, о котором предупреждала Корнеева: бабочки стали выходить из моды. В начале 2018 г. сеть магазинов косметики и бытовой химии «Улыбка радуги» заказала 5050 солох и 125 бабочек в качестве подарков для сотрудников на 23 февраля и 8 Марта. Как сообщил представитель сети, сотрудники до сих пор ходят в этих платках и бабочках в офисе. В 2018 г. других крупных клиентов так и не появилось, а затраты выросли. В ноябре прошлого года предпринимательницы взяли кредит, чтобы выплатить зарплаты сотрудникам и аренду.

Чтобы сохранить бизнес, Мартынова и Таранина закрыли цех. Бабочки снова шьют в мастерской при магазине. Предпринимательницы решили: раз уж не удается расширять бизнес, надо повышать рентабельность. С момента открытия «Чинаски» закупочная цена 1 м американского хлопка выросла с 250 до 900 руб. Сейчас себестоимость галстуков-бабочек составляет 270–400 руб. Но на дорогие изделия от 700 руб. за 1 шт. приходилось всего 20% продаж. Предпринимательницы попытались сократить расходы, перейдя на закупку тканей рулонами (а не метрами, как прежде). Но ошиблись с расчетами. 1 м оранжевой ткани хватает на полгода, в рулоне 30 м, запасов ткани хватит на 15 лет, смеется Мартынова. Трое сотрудников уволились.

Мартынова и Таранина повысили цены примерно на 30% (рассказав в соцсетях, что это вынужденная мера из-за подорожания тканей). Выручка продолжает падать, но чистая прибыль за 11 месяцев 2019 г. составила примерно 2 млн руб. Маленькому бизнесу не обязательно всегда гнаться за объемами, говорит Мартынова.