ВЕКТОР


Кризис менеджмента

“АвтоВАЗ” ждет кадровая чехарда. 5 октября на внеочередном собрании акционеры компании решили передать полномочия гендиректора “АвтоВАЗа” управляющей компании “Корпоративный центр “АвтоВАЗ”. Возглавить ее должен был нынешний председатель совета директоров “АвтоВАЗа” Владимир Артяков, а на его место источники на “АвтоВАЗе” прочили руководителя ФГУП “Рособоронэкспорт” Сергея Чемезова. Рынок позитивно отнесся к этой идее: это означало бы, что Чемезов лично берет на себя ответственность за будущее отечественного автомобилестроения. Председатель совета директоров “АвтоВАЗа” – не декоративная должность, ее обладатель влияет на стратегию компании и принимает все ключевые решения. Но эта работа отнимает много времени, и, по словам нескольких знакомых Чемезова, глава ФГУПа передумал садиться в кресло Артякова. Теперь Артяков скорее всего не будет назначен гендиректором УК “Корпоративный центр “АвтоВАЗ”, говорят близкие к “АвтоВАЗу” источники, два кресла сразу ему занимать негоже. Также на предприятии планируют искать замену и нынешнему и. о. гендиректора Максиму Нагайцеву, которому после управленческой реформы достался бы пост исполнительного директора – руководителя площадки в Тольятти. Кто займет три ключевых руководящих поста на “АвтоВАЗе”, планируется решить в ближайшее время. И не исключено, что на какой-то из них придет внешний специалист. Это была бы неплохая новость для “АвтоВАЗа”, большинство нынешних топ-менеджеров которого еще год назад понятия не имели, как управлять таким производством.

Не поделили

Общие фонды банковского управления (ОФБУ) могут стать новым яблоком раздора между Центробанком и Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР). “Зачем на рынке доверительного управления нам создавать два регулятора? Это <...> посмешище на весь мир”, – цитирует “Прайм-ТАСС” руководителя ФСФР Олега Вьюгина. По его мнению, если ОФБУ и имеют право на существование, то только в том случае, если их паи смогут покупать лишь квалифицированные инвесторы. Однако представить себе, что ЦБ откажется от регулирования ОФБУ, очень сложно. Зря, что ли, он поддерживал жизнь в этих фондах, единственным основанием для функционирования которых остается не зарегистрированная Минюстом инструкция 1997 г.? Вчера, например, начальник отдела оценки активов ЦБ Марат Андреев рассказал, что Банк России хочет инкорпорировать инструкцию в закон о банках. ФСФР наверняка попытается заблокировать поправки. Это не единственный повод для разногласий между двумя госструктурами. Подготовленный ФСФР законопроект об инсайде встретил сопротивление в ЦБ. Вьюгин вчера сказал, что ЦБ хочет сам проводить расследования в отношении инсайдеров среди своих сотрудников, а не отдавать это ФСФР. Все это напоминает историю 10-летней давности, когда конфликт ЦБ – ФКЦБ (Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, предшественница ФСФР) по поводу того, кому лицензировать банки, работающие на фондовом рынке, принял такие формы, что улаживать его пришлось лично Анатолию Чубайсу, возглавлявшему тогда администрацию президента. ЦБ свое право отстоял, но та история затормозила развитие фондового рынка.