Съездил за поддержкой


Браун встретился поочередно с руководителями “Газпрома” и “Роснефти”, сообщили представители госкомпаний. По словам представителя “Газпрома”, Миллер и Браун обсуждали “совместные проекты и взаимодействие при торговле сжиженным природным газом (СПГ)”, и договорились опять встретиться в I квартале 2007 г. А встреча с “Роснефтью” закончилась подписанием акционерных операционных соглашений по совместной деятельности на Восточно-Шмидтовском (“Сахалин-5”) и Западно-Шмидтовском (“Сахалин-4”) лицензионных участках. Как говорится в пресс-релизе “Роснефти”, в обоих проектах “Роснефти” принадлежит 51% (у ВР – 49%), а все финансирование геологоразведки, включая бурение скважин, вплоть до коммерческого, возьмет на себя ВР. В проект уже вложено $80 млн, а за пять лет партнеры вложат еще около $700 млн, говорится в сообщении “Роснефти”. Затраты BP будут компенсированы из доли добычи “Роснефти”.

Если сделка с “Газпромом” или “Роснефтью” состоится, “новый государственный акционер, по всей вероятности, снимет с ТНК-BP политические риски, поможет компании разобраться с вопросами лицензирования и налогообложения”, пишут в отчете аналитики “Атона”. Они называют фаворитом в борьбе за ТНК-BP “Газпром”, потому что у него уже есть с ТНК-ВР один совместный актив – “Славнефть”. Кроме того, “у “Газпрома” есть эксклюзивное право на экспорт газа, без которого ТНК-BP не сможет разрабатывать Ковыкту – одно из крупнейших газовых месторождений в России и один из своих основных активов”, говорится в отчете. Во всем мире инвесторы больше ценят частные компании за то, что они лучше управляются. “Но в России сейчас важнее административный ресурс, который гарантирует стабильность, а значит, прибыль”, – заключает аналитик Альфа-банка Константин Батунин.

Несколько менеджеров западных банков называют обе госкомпании потенциальными покупателями долей российских акционеров ТНК-ВР. Источники, близкие к самим акционерам ТНК-ВР, не опровергали их интерес к продаже бизнеса, но утверждали, что официальных переговоров о сделке нет, пока действует мораторий на продажу их долей (до конца 2007 г.). По словам источника в администрации президента, на встрече руководства ВР с “Газпромом” и “Роснефтью” тема продажи доли в ТНК-ВР не обсуждалась – с “Газпромом” речь шла о текущем сотрудничестве, а с “Роснефтью” обсуждался “Сахалин-5” и другие совместные проекты, в том числе за рубежом. Другой чиновник полагает, что с “Газпромом” обсуждали Ковыкту.

Но Брауну важно заручиться поддержкой и Миллера, и Богданчикова, признается источник, близкий к руководству “Газпрома”. Последнее время на ТНК-ВР так и сыпались неприятности. Налоговики предъявили ей претензии за 2001–2003 гг. на общую сумму около $1,9 млрд (большая их часть уже погашена), а сама компания рискует потерять два крупнейших газовых актива – “Роспан” и Ковыкту. Минприроды грозится лишить ее “дочку” “Русиа Петролеум” лицензии на Ковыктинское месторождение в начале 2007 г., а Генпрокуратура требует отнять лицензию у “Роспан Интернешнл”. После того как в октябре ямальская прокуратура возбудила уголовное дело по факту нарушения “Роспаном” лицензионных соглашений, Браун начал активно добиваться встречи с Миллером, признается источник, близкий к руководству “Газпрома”.

Российские акционеры ТНК-ВР не хотят продавать свою долю в компании, уверяет источник, близкий к одному из них. “Интерес со стороны “Газпрома” и “Роснефти” есть, – подтверждает собеседник “Ведомостей”. – Но пока предметных переговоров на эту тему еще никто не вел”. Он признает, что, создав компании невыносимые условия, государство может вынудить владельцев продать ее, но надеется, что этого не произойдет. “ТНК-ВР готова идти на контакт, налоговые претензии [за 2002–2003 гг. в размере 39 млрд руб.] она погасила добровольно”, – заключает он. Ранее источник в BP говорил FT, что в компании уже известно о предстоящей в течение года смене российского партнера по ТНК-ВР.