Письма в редакцию


Разве «Очаково» солгало?

На статью «Пивовар вербует патриотов» (№ 171 от 11.09.2008, стр. Б6)

Ну наконец-то у кого-то хватило смелости решиться на такое! Да еще на таком высококонкурентном рынке!

Данный прием позиционирования «свой – чужой» был описан Элом Райсом и Джеком Траутом в 1972 г., правда, на наших рынках им боялись пользоваться. Да и закон «О рекламе» у нас в отличие от американского запрещает подкалывать конкурентов. Но «Очаково» молодцы, что бы там ни ворчали их конкуренты и как бы ни хмурились чиновники из ФАС. Разве они солгали? Нет – они назвали все своими именами.

Другое дело, что по качеству продукта они вряд ли выигрывают у всех перечисленных. Но на патриотической ноте, если не испугаются наездов ФАС и вельможных конкурентов, они на свою сторону смогут перетянуть какой-то процент рынка. Это всегда реактивно срабатывало – своих любят и поддерживают, а чужаков выпроваживают. Правда, им нужно будет продолжать поддерживать эту тему – по-разному обыгрывать ее, чтобы получить выгоду от начатого. А для этого уже потребуются дополнительные ресурсы и смелость. Остается пожелать им в этом успеха!

Сергей Царьков, управляющий партнер «Аватар медиа»

Бензин из вина

На статью «Красивая сельская жизнь» (№ 168 от 8.09.2008, стр. А4)

Не могу согласиться с восторженной оценкой автором характера и результатов Единой аграрной политики (CAP) ЕС. Как-то недавно на международной аграрной конференции разговорился с соседом. Он из Центральной Европы, директор нового завода по производству биоэтанола. Завод не работает – зерно теперь в Европе настолько дорого, что производителям биоэтанола не помогают даже щедрые субсидии. Но люди не унывают, тем более что их содержат хозяева – собственники другого завода по производству биоэтанола, расположенного в Скандинавии.

«Подождите, что-то я запутался, – говорю своему собеседнику. – Разве на севере зерно дешевле, чем в Центральной Европе?». – «Да нет, зерно там, конечно, дороже, но завод в Скандинавии работает не на зерне, а... на вине. Вино в рамках другой программы субсидий доставляют в цистернах с юга Европы – там образовались огромные его излишки». И таких примеров, мягко говоря, экзотического использования денег налогоплательщиков в аграрном секторе ЕС не счесть.

Разумеется, европейских фермеров до поры до времени это мало волновало. Приятно было знать, что за все щедро заплатят, а излишки говядины, сухого молока или других товаров поставят по экспортной субсидии на зарубежные рынки, в том числе большому восточному соседу.

Но всему хорошему приходит конец. Нужно отдать должное европейцам – в начале этого десятилетия они сами решили навести порядок в своей безумно громоздкой и дорогостоящей аграрной политике. Именно поэтому с 2003 г. в ЕС осуществляется масштабная, противоречивая и крайне болезненная реформа CAP. Ее цели – смещение акцента на природоохранные меры и развитие инфраструктуры, упрощение и рационализация поддержки фермеров, сокращение количества и общего уровня субсидий, особенно совсем уж неконкурентоспособным отраслям и производствам.

Хотя и в рамках реформы приняты достаточно спорные решения. Так, в рамках знаменитого декупляжа (decoupling, «отвязывание») основной массив субсидий теперь выплачивается не за реальное производство, а за то, что в недавней истории производилось на территории фермы.

С моей точки зрения, перед попыткой переноса на российскую почву западный опыт нуждается в тщательной фильтрации. И рациональной стратегией для российского аграрного сектора было бы не следование в фарватере CAP ЕС, а борьба вместе с другими странами за рационализацию и сокращение общего уровня бюджетной поддержки аграрного сектора ЕС, за синхронизацию общих правил торговли и снижение многочисленных технических барьеров для входа импортных товаров на европейские продовольственные рынки.

Дмитрий Рылько, гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка