Найджел Тревис: "Мне не приходилось сталкиваться с коррупцией в России"

Что связывает президента США Барака Обаму и Baskin Robbins, почему в кризис люди стали есть больше сладкого и чем не нравится Найджелу Тревису российская таможня, он рассказывает «Ведомостям»
Д.Гришкин

– Значительное количество ингредиентов для Dunkin’ Donuts поступает из Европы, некоторые составляющие – из США. Основной микс донатов (это эксклюзивная запатентованная рецептура, которой владеет только Dunkin’ Donuts) производится в США и Восточной Азии. Мы совершенно не возражаем против привлечения региональных производителей, если франчайзи заинтересован в этом и производитель соответствует нашим стандартам качества. Сегодня филинги для пончиков нам поставляет бельгийская компания Puratos. У них есть собственное производство в Подольске. Сейчас мы адаптируем их наполнители специально для наших пончиков и надеемся, что с августа сможем использовать наполнители, произведенные в России. В принципе, я не против российского производителя. И если кто-то из них захочет пройти сертификацию по требованиям Dunkin’ Donuts, мы с удовольствием будем покупать ингредиенты у них.

1986

директор по развитию системы управления группы Grand Met Corporation

1991

управляющий директор по Европе, Ближнему Востоку и Африке Burger King

1994

старший вице-президент в регионе Европа Blockbuster Inс

2000

президент и главный операционный директор Blockbuster Inc

2005

президент и главный исполнительный директор Papa John’s

2009

главный исполнительный директор Dunkin’ Brands

ПРЕЗИДЕНТЫ-ОФИЦИАНТЫ

Найджел Тревис рассказывает, что президент США Барак Обама «очень любит Dunkin’ Donuts и даже работал в Baskin Robbins». Президент Гаити Рене Гарсия (на фото) в юности также работал официантом в одном из ресторанов Нью-Йорка. ВЕДОМОСТИ

Dunkin’ Brands

Оператор сетей закусочных-магазинов. Выручка (2009 г.) – $7,2 млрд. Владельцы – частные фонды Bain Capital, Carlyle Group и Thomas H. Lee Partners. Dunkin’ Brands владеет брендами Dunkin’ Donuts и Baskin Robbins. Насчитывает более 15 300 магазинов Dunkin’ Donuts и Baskin Robbins в 45 странах.

История создания Dunkin’ Brands

Бренд Dunkin’ Donuts был основан в 1946 г. в Куинсе, штат Массачусетс, предпринимателем Уильямом Розенбергом. Он инвестировал в бизнес $5000. Сначала компания называлась Industrial Luncheon Services. Первый магазин пончиков назывался «Открытый котелок». В 1950 г. он сменил название на Dunkin’ Donuts. Постепенно компания стала сетью кофеен. Уже в 1963 г. открывается 100-й ресторан Dunkin’ Donuts. Компания Baskin Robbins создана в 1945 г. в Глендейле, Калифорния, двумя любителями мороженого – Бертоном Баскином и Ирвином Роббинсом. Они были конкурентами, владельцами кафе «Бертонс» и «Сноубердс». Но вскоре стали партнерами и первыми создали новый формат заведений – кафе-мороженое. Им удалось создать более 1000 вкусов мороженого и десертов. В 1989 г. оба эти бренда были куплены британской компанией Allied Domecq.

Для встречи Найджел Тревис выбрал одну из кофеен Dunkin’ Brands в Москве. В свои 65 лет он по-прежнему любит сладкое, но выглядит подтянутым и бодрым. Тревис заказывает себе любимый донат – классический в шоколадной глазури – и кофе. «А что касается мороженого, то мои вкусы совпадают со вкусами большинства россиян: мы предпочитаем пралине со сливками», – говорит Тревис. Россияне хорошо знают мороженое Baskin Robbins. В начале 90-х в Москве открылись первые магазинчики, в которых можно было купить такое необычное иностранное мороженое. За ним выстраивались целые очереди. Сейчас конкуренция велика и борьба за вкусы покупателей становится все более жестокой. Новую должность Тревис получил прямо в разгар финансового кризиса. Под его руководством Dunkin’ Brands смогла не только сохранить обороты, но и вырасти на 3%. Как это ему удалось, Тревис поделился в интервью с «Ведомостями».

– Вы являетесь акционером компании?

– Да. Но размер моей доли – закрытая информация. Могу лишь сказать, что этого достаточно, чтобы я чувствовал большую заинтересованность в своей работе.

– Компания пыталась выйти на российский рынок еще в начале 90-х – кафе Baskin Robbins было открыто на Старом Арбате, а пончики Dunkin’ Donuts продавались в супермаркетах. Но потом компания покинула Россию. Почему?

– Ой, это же было за 11 лет до того, как я пришел в компанию. Сейчас попытаюсь вспомнить. Это было связано с экономическими проблемами, которые возникли в России в конце 90-х гг.

– Сейчас в России вокруг вашего мороженого разгораются нешуточные страсти. После смерти гендиректора ЗАО «Баскин Роббинс» Юрия Абрамяна его наследники никак не могут решить, кому принадлежат хладокомбинаты. Как вы планируете решать эту проблему, ведь торговые точки закрываются?

– Никаких существенных проблем, которые требуют моего вмешательства, нет. Мне ничего не известно о закрытии, точки продолжают открываться.

– Как оцениваете их работу? Не планируете менять франчайзи?

– Нас все устраивает. Я лично знаком с [его вдовой] Лейлой Абрамян, она сейчас ведет все дела компании, мы встречались на конференции в Новом Орлеане.

– Какая часть оборота компании приходится сегодня на Россию?

– Доля России в общем объеме наших продаж небольшая. Но это не означает, что российский рынок для нас не важен. Просто американский рынок огромен, помимо этого у нас есть бизнес еще в 44 странах мира. В России мы открыли Dunkin’ Donuts лишь в мае этого года, и сейчас работают уже две кофейни, в течение месяца будет открыто еще четыре. У Baskin Robbins здесь уже 144 точки продаж. И, насколько мне известно, это вторая по величине сеть продаж мороженого в России. Компания называется Retailing Eastern Limited, а мощность завода – 6 млн галлонов (приблизительно 27,7 млн л). 66% всего нашего бизнеса сосредоточено в Азии, доля Ближнего Востока и Индии – почти 20%, Северная и Южная Америки совокупно занимают 10%, а на Европу, включая Россию, приходится около 5%. Безусловно, есть куда расти. Я бы хотел существенно увеличить наши операции в Европе. В идеале меня бы устроило открытие не менее 15 точек продаж Dunkin’ Donuts ежегодно, аналогичная ситуация с Baskin Robbins. Россия – самая важная часть нашей европейской стратегии. В Европе мы развиваемся не только в России, но и в Испании, Германии и других странах. Культура потребления кофе растет очень быстро – например, в России за последние пять лет потребление кофе выросло на 350%.

– В России мороженое очень любят и много едят. Многие иностранцы удивляются, увидев зимой на улице человека с мороженым в руке. Да и выбор мороженого огромен. Трудно вести борьбу за российского потребителя?

– Baskin Robbins – ведущая сеть кафе-мороженых в России по занимаемой рыночной доле и количеству точек продаж. На рынке существует большое количество кафе-мороженых низкого качества, и в премиальном сегменте рынка у Baskin Robbins нет серьезных конкурентов. Среди основных конкурентов в сфере розничной продажи мороженого могу отметить Movenpick и Haagen Dasz.

– Иностранные производители часто жалуются на отсутствие в России необходимых ингредиентов. Откуда вы берется сырье для Dunkin’ Donuts и для Baskin Robbins?

– Какое мороженое особенно любят россияне?

– В мире существует около 1000 различных сортов мороженого Baskin Robbins. Самые популярные вкусы мороженого Baskin Robbins в России – это пралине со сливками и миндально-фисташковое. Baskin Robbins является официальным поставщиком Кремля. Не так давно было открыто кафе-мороженое в Сочи, который, как известно, является городом Олимпиады 2014 г. Мы адаптируем вкус нашей продукции для каждой страны. Фаворитом в России является классический донат в глазури, номером два – сделанный специально для России клубничный донат с кремом «адвокат». И, конечно же, донат с заварным баварским кремом. Донаты производятся на фабрике, которую построила компания «Донатс проджект» в центре Москвы. Ее производственной мощности хватит на 50 кофеен. Для Baskin Robbins частично сырье закупается в России, частично – в США.

– Скажите, а как вам удалось стать поставщиком Кремля?

– Наверное, этот вопрос правильнее задать непосредственно руководству Baskin Robbins в России.

– Какие задачи поставлены перед вами руководством Dunkin’ Brands?

– Я работаю в компании 18 месяцев. Мой предшественник ничем не провинился. Джона Лютера просто повысили в должности, теперь он исполнительный председатель правления Dunkin’ Brands. Ему сейчас 65 лет. Он великолепно отработал в компании, расширил ее присутствие на рынке, сделал ее более известной. Я пришел в компанию в самый разгар экономического кризиса. Это было не самое удачное время для прихода на такую должность, но, с другой стороны, это очень интересно. Моя главная задача – продолжать завоевывать новые рынки за пределами нашей родины – Великобритании, в США и во всем мире в целом.

– С кем больше всего приходится конкурировать вашей компании?

– На рынке мороженого – с Nestle и Unilever, на рынке кофе – со Starbucks, McDonald’s и Costa Coffee. Вообще, конкуренция на нашем рынке очень высока, и это нам помогает становиться все лучше и лучше. Но, как мне кажется, мы великолепно работаем в сегменте напитков, донатов и другой выпечки. Все упомянутые компании присутствуют на российском рынке, поэтому в России основные конкуренты для нас остаются прежними.

– Как кризис сказался на вашей компании?

– Прошлый год у нас был очень успешным, выручка увеличилась на 3%. Суммарный оборот составил $7,2 млрд: Dunkin’ Donuts – $5,7 млрд, Baskin Robbins – $1,5 млрд. Два бренда открыли 545 новых кофеен и кафе-мороженых, что выводит нас в самые верхние строки списка компаний, занимающихся франчайзинговым бизнесом. Мы отработали хорошо и сумели достойно отбиться от экономического кризиса.

– Какая часть вашего бизнеса франчайзинговая?

– Наш бизнес на 99% франчайзинговый. По всему миру у нас около 2000 франчайзи. С учетом получателей франшизы и лицензии в ресторанах Dunkin’ Brands работает приблизительно 260 000 человек во всем мире. Что же касается кофеен, то в конце I квартала у нас было открыто около 15 500 кофеен по всему миру: примерно 9200 ресторанов Dunkin’ Donuts в 33 странах и более 6200 ресторанов Baskin Robbins в 44 странах. Самой компании принадлежит лишь один завод по производству мороженого – это завод в городе Петерборо в Канаде. Основная часть продукции производится на заводах, принадлежащих нашим франчайзи. В каждой стране есть свой завод, в том числе и в России.

– В чем преимущества франчайзинга? Каковы условия роялти?

– Франчайзинг – интересный концепт, а у меня богатый опыт. Я уже работал в компаниях, которые работают в сфере франчайзинга, – это Burger King, Blockbuster, Papa John’s и теперь Dunkin’ Donuts. Мы даем своим франчайзи практически все, чтобы они могли развить успешный бизнес: сам бренд, технологии, обучаем персонал, осуществляем рекламную поддержку. Благодаря нашим механизмам контроля и управления мы в состоянии хорошо контролировать качество продукции во всех наших кофейнях и затем на протяжении торгово-производительной цепочки. Размер роялти – закрытая информация. Кроме данных по США. Там нашей стандартной ставкой является 5,9% от оборота франчайзи. Вообще единого портрета франчайзи у нас не существует: они все разные – например, в США франчайзинговыми компаниями Baskin Robbins, как правило, являются представители малого бизнеса, это может быть и владелец одного кафе.

В России нашим франчайзи для бренда Dunkin’ Donuts является компания «Донатс проджект» бизнесмена Константина Петрова. Владелец лицензии в Японии управляет 1000 кофеен, а партнер в Корее работает с обоими брендами и ему принадлежит около 1700 кофеен и кафе-мороженых.

– Как вы оцениваете деловой климат в России? Какие есть проблемы? Приходилось сталкиваться с коррупцией?

– Мне не приходилось сталкиваться с коррупцией в России, но бюрократические процедуры, например на таможне, у вас довольно сложные. Я чувствую, что на протяжении последних лет, и особенно с приходом Барака Обамы, у наших стран стали очень теплые отношения как на уровне культур, так и на уровне потребления товаров. Моя мечта – чтобы президенты России и США вместе пришли в кофейни Dunkin’ Donuts или Baskin Robbins и получили удовольствие.

– А вас не удивляют некоторые инициативы, которые рождаются в России? Например, как вы относитесь к жалобам Союза мороженщиков России на то, что производители мороженого вынуждены конкурировать с производителями пива? Иными словами, в России потребление мороженого снижается из-за роста потребления пива.

– Лично я первый раз об этом слышу, но я с удовольствием готов вступить в дискуссию с российским союзом мороженщиков, а не с производителями пива.