Диплом без гарантий

В России нет единой системы оценки качества высшего образования, слишком сложно удовлетворить все заинтересованные стороны

Наличие системы оценки эффективности вузов необходимо работодателям, чтобы понимать, выпускников какого вуза лучше взять на работу, абитуриентам – чтобы сделать правильный выбор учебного заведения, а не идти на «свет от угасающей звезды», и самому государству – чтобы правильно оценивать игроков образовательного рынка и поддерживать сильнейших», – считает Ольга Гозман, гендиректор Begin Group.

«Такая система крайне нужна и самим вузам, – полагает Дмитрий Садков, заместитель генерального директора IBS. – С одной стороны, перспектива оценки качества многие вузы пугает, но с другой – это шанс для них стать лучше, попытаться дотянуться до самых сильных игроков образовательного рынка».

Но объективной системы оценки высшего образования пока нет и не очень понятно, как вообще она может появиться, рассуждает Гозман. «Эффективность вуза определяется разными факторами, но один из главных – успешность карьеры его выпускников, но информация о зарплатах является закрытой, на карьеру российского ректора успешность или провал его выпускников не влияет», – сокрушается Гозман.

Помимо всемирных рейтингов во многих странах мира существует государственный мониторинг эффективности высшего профессионального образования, а бюджетное финансирование прямо зависит от успехов университета. В России, напротив, в период демографического спада, финансового кризиса, начала приема в вузы по результатам ЕГЭ финансирование университетов увеличилось, что затормозило процесс их реструктуризации, считает директор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина с соавторами доклада «Дисбаланс спроса и предложения на рынке профессионального образования в современной России» (см. статью на стр. 14).

Долгий путь

Попытки создать систему мониторинга качества образования у нас делаются не первый год. Помимо Национального рейтинга университетов «Интерфакса» и «Эха Москвы», в который входят только университеты (см. статью на стр. 13–14) рейтинг вузов на основе среднего балла ЕГЭ среди зачисленных абитуриентов с 2010 г. составляют НИУ ВШЭ и «РИА Новости» (см. таблицу на стр. 15).

Эти же две компании и Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) в 2011 г. выиграли конкурс Минобрнауки на разработку научной методологии оценки качества образования. Результат должен быть в 2013 г., когда будет создана система индикаторов оценки вузов по разным направлениям. Параллельно эту же работу делает Федеральный институт развития образования. Подробности обоих проектов не раскрываются.

Собственный рейтинг готовит агентство «Эксперт РА», результат обещают до конца года. «Конкретный перечень критериев сейчас активно обсуждается с академическим и экспертным сообществом, но очевидно, что в число главных войдут удовлетворенность выпускников качеством полученного образования и их востребованность работодателями», – сообщил генеральный директор агентства «Эксперт РА» Дмитрий Гришанков.

Журнал «Аккредитация в образовании», Гильдия экспертов профессионального образования и Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации решили мониторить не университеты, а программы. В июне выйдет их справочник «Лучшие образовательные программы инновационной России», где эксперты (ректоры вузов, эксперты в области качества образования, ученые, работодатели, руководители кадровых агентств) называют лучшие программы в стране.

Работодатели также озабочены качеством профессионального образования. Почти 10 лет над его оценкой трудится рабочая группа из представителей РСПП, НИУ ВШЭ и Российской академии образования, а недавно это стало заботой и Агентства стратегических инициатив по проекту «Молодые профессионалы».

«Определенные шаги к цели ими сделаны, но пока их системы работают в пробном режиме – по многим причинам, основная из которых слабость наших профессиональных организаций. Интерес к проектам проявляют только отдельные работодатели, но в общей массе они не намерены бороться за качество выпускаемых вузами специалистов», – считает Алексей Чаплыгин, руководитель исследовательской группы НРУ «Интерфакса» и «Эха Москвы».

Общая независимая система оценки качества образования может повысить уровень подготовки студентов, но сторонняя оценка усредняет требования бизнеса, а у каждой конкретной компании могут быть свои особенности и критерии, говорит Андрей Чепурнов, директор по планированию и подбору персонала ТНК-ВР. Поэтому компания кроме внешней экспертной оценки опирается и на собственные исследования.

Гозман и Садков считают проходной балл ЕГЭ единственным прозрачным критерием из ныне существующих. «Корреляция не стопроцентная, но она есть», – говорит Садков. Гозман предлагает ввести аналог ЕГЭ для выпускников бакалавриата и магистратуры – они бы стали реальным рейтингом вузов, адекватно отражая уровень подготовки в вузах.

Еще один важный, по его мнению, критерий успешности вуза – количество выпускников, устроившихся по специальности, добавляет Садков. Такой рейтинг IBS использовала бы в своей работе, говорит он.

Рейтинг не нужен

Итогом работы по созданию системы оценки эффективности вузов вовсе не обязательно должен стать рейтинг. «Рейтинг – это дань моде. Лучше сделать «карту» вузов или вузовских программ, которые выпускают наиболее нужные для экономики страны кадры. По такому пути идет Евросоюз, который в будущем году закончит картирование вузов всех стран, входящих в союз. Я считаю: в России стоит сделать что-то подобное», – говорит Чаплыгин.

Так, в Великобритании качество университетского образования оценивает Quality Assurance Agency (QAA) – независимое некоммерческое агентство, на одну треть финансируемое университетами и колледжами Великобритании и на две трети – различными государственными структурами. По каждому британскому вузу оно формирует отчет об эффективности учреждения по различным критериям, рассказывает Игорь Исаков, менеджер образовательных проектов Британского совета в России. Отчеты находятся в открытом доступе на сайте QAA.

В своей работе QAA использует результаты National Student Survey – исследования эффективности вуза на основе мнений учащихся последних курсов, проводящегося по заказу Higher Education Funding Council for England (HEFCE). Студенты заполняют анонимные онлайн-анкеты с вопросами о качестве преподавания, удовлетворенности от учебы и т. д. Вузы могут добавить в анкету свои вопросы из дополнительного списка о трудоустройстве, содержании курса, социальных возможностях и т. д. Студенты заполняют еще одну анкету – по заказу Higher Education Statistics Agency (HESA) – о трудоустройстве. Итоговые данные публикуются на сайте Unistats, но вузы по их результатам не ранжируются. Раз в несколько лет HEFCE также проводит оценку качества научных исследований в вузах – от этого зависит объем государственного финансирования научной деятельности вузов.

Но даже наличие развитой системы оценки качества вузовского образования не означает, что работодатели будут довольны выпускниками. Так, Клэр Тэмминс, руководитель направления по обучению и развитию персонала Compass Group из Великобритании, отметила на конференции Going Global 2012, организованной Британским советом, что выпускников университетов все равно нужно доучивать не менее трех месяцев.