Нарисуем, будем жить

Обои-раскраски появились на российском рынке совсем недавно. Производители уверяют, что такие обои не только спасут ремонт и займут детей. Раскрашивать стены с увлечением начинают и взрослые - и дома, и в офисах
Быть бизнесменом Михайлову не очень нравится, но уж больно дорога идея/ С. Портер/ Ведомости

Раскраски в офис. Ольга Бронникова

руководитель службы корпоративных коммуникаций ABBYY. «Обои-раскраски в зонах отдыха офиса компании ABBYY появились в 2009 г. Мы увидели бесшабашные обои Джона Бургермана, пришли от них в полный восторг и заказали их из Лондона. Тогда в России ничего подобного еще не было».

Идея создать обои-раскраски пришла в голову петербурженке Марии Завьяловой три года назад, во время очередной попыткой спасти обои от разрисовывания маленьким сыном. Самые популярные участки стен она закрывала ватманом. А потом решила на нем нарисовать разные контуры. Придумать несколько раскрасок выпускнице кафедры графического дизайна СпбГУ оказалось не сложно, а сын с удовольствием подолгу разрисовывал стены, не вызывая родительского гнева. Тогда Завьялова подумала, что обои-раскраски будут с удовольствием покупать и другие родители маленьких любителей настенной живописи.

Спасти ремонт

Несколько месяцев у нее ушло на поиск безопасных для детей гипоаллергенных материалов и способа печати. «Мы со знакомым врачом мотались по типографиям, где я проходила практику во время обучения, и просили «понюхать» и замерить показатели токсичности и испарений», - рассказывает Завьялова. Штамповать товар тоннами ради большой прибыли на старой совдеповской обойной фабрике она не хотела. А потом знакомый «В контакте» посоветовал способ печати, для которого потребовалось дорогое японское оборудование. Пришлось его купить. На что у Завьяловой ушло около 500 000 руб. , еще примерно 30 000 руб. в первые месяцы было потрачено на расходники, клеи, стеновые покрытия разных фактур - пробовали клеить разные материалы на разные поверхности, тестировали их на прямом солнце и даже под дождём.

«Мы с мужем вложили в это дело практически все семейные накопления, еще немного помогли родители. Бывшие однокурсники, оценив идею, помогали с созданием авторских рисунков на первых порах бесплатно. Даже сосед помог сварить опору для станка», - все это позволило Завьяловой снизить затраты на старте.

Первыми покупателями были знакомые мамы. А потом сработал эффект сарафанного радио. Тогда же Завьялова создала группу «В контакте», а недавно у нее появился собственный сайт oboiraskraski.com. Сейчас Завьялова предлагает 14 рисунков для больших плакатов и обоев по цене 580 и 680 руб. за рулон. Но обещает в ближайшее время увеличить ассортимент до 21 варианта.

«Я предпочитаю работать индивидуально с каждым клиентом. Потратить время на помощь в подборе рисунка в соответствии с полом, возрастом, темпераментом ребёнка. Постоянно стараюсь что-то улучшать в производстве, например сейчас добавляю ко всем вариантам рисунка цветной, а не чёрно-белый вариант контура, чтобы с самого начал плакаты выглядели уже красочно и радостно». Плакаты пользуются заметно большим спросом, - отмечает Завьялова. - Ремонт в детской с переклейкой обоев делают гораздо реже, а большой плакат некоторые меняют раз в месяц.

Конкуренты, по оценке Завьяловой, появились на год позже, но они ей не страшны. «Их же там целая команда: одни рисуют, другие печатают, третьи продвигают, четвёртые продают, - рассуждает она. - Я же - универсальный солдат. Цена моего товара состоит в основном из моей работы и качества материалов»,.

Взрослые дети

Москвич Михаил Михайлов, владелец студии «Кукуруза», в 2012 г. подсмотрел обои-раскраски у американского художника Джона Бургермена. Идея показалось забавной. Аналогов в России он не нашел, решил нарисовать собственный вариант и заразил затеей знакомого иллюстратора Анастасию Белянову. Если Завьялова изначально ориентировалась на детей, то Михайлов сам с удовольствием раскрашивает обои. И загонять себя в детскую нишу не хочет. Говорит, что первый дизайн «Настя» получился именно таким, какой он и хотел - абстрактный набор фигур и линий, раскрашивая которой можно каждый раз получать необычную картинку. К абстракции добавились и два вполне детских дизайна с солнышками, корабликами, принцессами, от одного взгляда на которые руки так и тянуться к фломастерам. Лучше всего продаются обои, когда они с идей, отмечает Михайлов. Хит его коллекции - обои из серии «Ирина», с рамками. Можно не просто раскрашивать забавные рожицы в рамках, но и органично вписать таким образом в интерьер детские рисунки, поделки и фотографии. Сейчас у Михайлова 4 варианта обоев. До конца года у «Кукурузы» их будет 10, обещает предприниматель.

А первую партию из 300 рулонов он выпустил в марте 2013 г. Cвои обои Михаил производит на Московской обойной фабрике, бумажные обои - симплекс на мелованной основе плотностью 150 гр/кв.м. «Мне повезло, что я увлек идеей руководство фабрики и мне позволили начать с совсем небольшой для них партии», - говорит Михайлов. Он искал и частные цеха, но цены там были на несколько порядков выше. Михайлов подчеркивает, что и у него есть все необходимые сертификаты безопасности.

В запуск производства напополам с Беляновой он вложил 80 000 руб. «Но фурора на рынке мы не произвели», - самокритичен Михайов. Почти всю первую партию обоев он просто раздарил. Небольшими продажами удалось вернуть только затраты на печать матрицы. Беляновой такой бизнес показался неинтересным. Вторую партию из 850 рулонов летом 2013 г. Михайлов уговорил фабрику произвести с отсрочкой платежа.

«Но я верил, что такая добрая и хорошая идея пойдет», - признается Михайлов. К осени дело, по его словам, сдвинулось. Посыпались заказы, сработала реклама на сайтах совместных закупок, контекстная реклама. И партия обоев быстро разлетелась. Перед новым годом он продавал по тысяче рулонов в месяц.

Прежде всего Михайлов рассчитывал на продажи в Москве и Петербурге, но новые обои, к удивлению Михайлова, вдохновили сначала регионы. Сегодня у него есть представители в Екатеринбурге, Саратове и Челябинске, а в скором времени, появится и в Ростове. Есть стабильные продажи в Петербурге, а вот Москва, по его словам, пока обоями-раскрасками не прониклась.

Михайлов предлагает смотреть на использование такиех обоев шире: их удобно использовать как скатерь, обложки для книг, нарезать и вставлять в рамки, заворачивать в них подарки, оклеивать мебель. «Когда приходят гости с детьми, мы бросаем на пол рулон и всем детям тут же находится занятие. С такими обоями можно придумать много разнообразных конкурсов», - делится идеями предприниматель. Несколько раз обои у него закупали кафе для детских комнат.

Но развиваться дальше Михайлову хотелось бы за счет взрослой аудитории. Известный художник-иллюстратор Яна Франк создала для «Кукурузы» новые обои и средства на их выпуск Михайлов решил собрать посредством краудфандинга на Boomstarter. Вот- вот в продажу поступят жутковатые обои-раскраски с ходячими зомби.

Назревшее решение

«Способность взрослого человека отвлечься и осознанно на какое-то время стать ребенком - наполняет жизненной энергией и любовью. Эти обои достойный инструмент для такого опыта, - считает Екатерина Тулупова, руководитель студии дизайна интерьеров «Арх.Предмет». - Но их хорошо использовать в качестве фрагмента. Если отдать все поверхности стен под эксперимент, то цветовые пятна будут только на уровне роста конкретного человека. Есть вероятность, что пространство в целом будет выглядеть небрежно».

«Это давно назревшее решение для детских комнат, - убеждена дизайнер по интерьерам Елена Ярош. - Если проанализировать колористическое решение интерьеров для малышей, то они как правило, выполнены в светлой гамме, но с яркими акцентами. Используя эти обои выдерживается этот канон и возрастает художественная ценность интерьера с появлением на них ярких пятен».

А вот Алексею Силину, владельцу магазинов Raskraski.ru, обои-раскраски перспективным направлением не кажутся. Хотя тема раскрашивания картин на пике моды и потеснила еще недавно популярные вышивание и паззлы. Обои-раскраски Силин продает в двух своих розничных магазинах и через интернет и говорит, что пока продажи занимают лишь сотые доли процентов от общего объема продаж других раскрасок. «Идея действительно классная. Но пока очень немногие знают, что такие обои существуют», - рассуждает Силин.

Хотя 99% картин для раскрашивания взрослые покупатели берут для себя, идея обоев-раскрасок для взрослых Силину кажется менее перспективной, чем ориентир на детей. «Взрослым это надоест гораздо быстрей», - подозревает эксперт по раскраскам.

Интерес к домашнему творчеству постоянно растет, не согласна Ярош. Так что взрослым эта идея наверняка придется по душе. «Скорее всего это будут покупатели среднего достатка, как правило именно они чаще всего любят изменять готовый интерьер незначительными деталями и с минимальными затратами», - полагает дизайнер.

Тяжела ты, шапка

Предпринимательство обоим героям далось не так легко, как казалось на старте. «Оказалось, бизнес - довольно муторное дело, - констатирует Михайлов. - Долго развивается и требует ежедневного внимания. А я то, наивно думал, что классная идея сама себя продаст».

Затевая свое дело Завьялова плохо представляла себе объём работ и признается, что иногда бывают моменты, когда руки опускаются. Спасает поддержка и советы семьи. Муж, гендиректор крупного завода, консультирует по вопросам развития и рекламы. Мама, Галина Рувинская, - маркетинг-тренер - подкидывает полезные статьи и книги. «Благодаря бизнесу, я открыла в себе много неожиданных способностей», - смеется Завьялова. - Вот недавно сама починила плоттер».

«Я по натуре совсем не продажник, - говорит Михайлова. - Выдать идею могу, но планирование - до сих пор дело сложное. Эти премудрости я постигаю только сейчас. Нарезаю обои, пишу на них коммерческие предложения и так письмом рассылаю в магазины. Несколько раз сам заходил в магазины обоев в Москве, но до первых лиц не достучаться, а менеджеры настолько высокомерны, что таким образом продвигать наши обои у меня охота пропала». Жена терпеливо относится к творческим метаниям Михаила. Он считает, что именно жена помогает ему систематизировать весь хаос, что порой творится в голове.

За год со старта продаж Михайлов, по его словам, продал более 4500 рулонов. Самые дорогие - по 790 руб. за рулон. Но сознается, что из них примерно 10% раздарил, а 1% использовал сам.