Новый хозяин «Автолайна»

Как стало известно «Ведомостям», у крупнейшего столичного перевозчика, группы «Автолайн», сменился основной владелец. Вместо семьи Музырей компанию контролирует Сергей Моисеев
Максим Стулов/ Ведомости

О том, что в группе «Автолайн» сменились владельцы, «Ведомостям» рассказали сотрудники департамента транспорта. Представитель компании подтвердил эту информацию. По его словам, теперь акционером «Автолайна» является Сергей Моисеев - председатель совета директоров и предправления компании.

Приехали. 60

млрд руб. Таков объем рынка коммерческих перевозчиков в Москве, по оценкам департамента транспорта города

Группу «Автолайн» семья Музырей - мать Александра с сыновьями Никитой и Олегом - создали в 1994 г. «Нам предложили купить семь «рафиков». Мы решили попробовать, оказалось выгодно, - рассказывал «Ведомостям» историю компании Никита Музыря. - Первые «рафики» поставили на маршрут от Киевского вокзала до Одинцова, за полгода нарастили парк до 300 машин, еще через год - до 1000». Позднее Олег перестал заниматься бизнесом, и до середины прошлого года бессменным президентом компании был Никита.

Теперь должность президента ликвидирована, говорит близкий к компании источник. Правда, сам Никита пока продолжает входить в совет директоров «Автолайна». Связаться с ним не удалось. Про Моисеева известно немного - в начале 2000-х он был президентом и председателем совета директоров коммерческого банка «Стройкредит», работал в международном аэропорту «Шереметьево». В 2004-2013 гг. был вице-президентом по международным связям «Опоры России» и входит в координационный совет «Деловой России». На запрос «Ведомостей» Моисеев не ответил.

Сегодня «Автолайн» - крупнейший частный перевозчик Москвы. На его сайте указано, что группа обслуживает около 350 маршрутов в Москве и Подмосковье, перевозит свыше 15 млн пассажиров в месяц. Автобусный парк «Автолайна» составляет около 2500 машин. Для сравнения: автобусный парк ГУП «Мосгортранс», которое занимает около 70% рынка наземных перевозок, включает около 6900 единиц техники. В городе, по информации Московского транспортного союза, работает около 70 коммерческих перевозчиков - по договорам на оказание услуг с департаментом транспорта.

Оценить возможную стоимость компании эксперты не взялись. По данным «СПАРК-Интерфакса», в «Автолайн» входит около 30 предприятий. Структура собственности компании запутанная: только в восьми компаниях группа «Автолайн» владеет 100% акций, во всех остальных ей принадлежат разные пакеты. Единого центра консолидации доходов нет. Например, выручка у головной организации, группы «Автолайн», в 2012 г. составила 12 млн руб., а в управляющей компании «Автолайн-транслайт» - 504 млн руб.

Перспективы развития компании зависят от того, как она сможет адаптироваться к новым правилам на рынке маршрутных перевозок, указывает партнер Strategy Partners Group Александр Ованесов. Московские власти хотят перевести всех перевозчиков на единый билет, а сами перевозчики должны конкурировать за маршруты. Разыгрывать маршруты будет Москва, она же будет платить победителю торгов определенную сумму за обслуживание маршрутов. Пилотный проект с июля 2013 г. группой «Автолайн» уже реализуется - на маршруте № 22 8 Марта - НАМИ. Предметом торга была стоимость проезда 1 км. Победителю город заплатит 441 млн руб. за перевозки по маршруту № 22 в течение пяти лет.

Пока в проекте много неопределенности, говорит Ованесов. Вместе с тем это хороший стабильный рынок, который вряд ли будет мегарентабельным, но постоянную прибыль инвестору обеспечит. Ранее гендиректор управляющей компании «Автолайн-транслайт» Александр Тур сообщал, что пока рентабельность на пилотном проекте - 3-5%.