Европейские банки выбирают организаторов размещений в расчете на аналогичную услугу

Британское управление по финансовой деятельности проверяет конкуренцию в секторе
Bloomberg

Deutsche Bank летом 2014 г. готовился привлечь в капитал $9 млрд. Организаторов размещения было 25, в их числе – крупные банки Уолл-стрит, но также три итальянских банка, японский Nomura и австрийский Raiffeisen. Deutsche заплатил им 119 млн евро ($133,24 млн). Помимо оплаты услуг организаторов вознаграждение имело еще одну цель – поблагодарить банки за бизнес, который они давали Deutsche Bank в прошлом, рассказывают участники размещения.

В Европе предоставление конкурентам бизнеса на взаимовыгодной основе – обычная практика, говорят банкиры. В феврале ею заинтересовалось британское Управление по финансовой деятельности (FCA): оно начало расследование ситуации с конкуренцией в секторе инвестбанков.

«Я был очень удивлен, что такое существует», – говорит бывший председатель британской Investment Management Association (IMA) Дуглас Ферранс. IMA по заказу Institutional Investor Council занималась изучением практики предоставления бизнеса на взаимовыгодной основе. По словам Ферранса, она увеличивает число банков-организаторов, а расходы в итоге несут акционеры.

«Это по меньшей мере вредит конкуренции», – говорит профессор Эдинбургского университета Эмилиос Авгулеас. В Европе нет законов, запрещающих практику предоставления взаимовыгодного бизнеса, но у банков могут возникнуть проблемы в случае неконкурентного поведения и сговора, добавляет он.

Дуглас Ферранс
бывший председатель Investment Management Association

Когда я был инвестиционным менеджером, андеррайтеров выбирали на основе цены и их возможностей, а сейчас это больше похоже на картель.

Чаще всего банки приглашают конкурентов стать организаторами размещения в обмен на аналогичную услугу. «Есть понимание, что если вы приглашаете банк в сделку, то и он пригласит вас в свою», – говорит руководитель инвестбанковского подразделения крупного банка ЕС. На крупные конференции, например ежегодную конференцию МВФ, командируются старшие банкиры, которые сравнивают записи с коллегами из других банков, кто сколько бизнеса кому должен, рассказывают участники.

В 2014 г. нидерландская ING Group проводила IPO страхового подразделения NN Group, но перед размещением решила организовать для него кредитную линию на 1 млрд евро. ING Group пообещала потенциальным кредиторам, что они станут организаторами IPO, рассказывают банкиры. По данным Dealogic, кредитная линия была открыта в апреле десятком банков и все они, за единственным исключением, участвовали в организации IPO. ING Group выбирала банки по умению совершать сделки, остальные критерии «второстепенны», говорит ее представитель.

Bank of America недавно пытался, правда безуспешно, стать организатором размещения бондов европейского банка, которому он отдал бизнес по оформлению какой-то сделки. Банкиры Nomura считают, что имеют право на сделки, поскольку продают японским розничным клиентам продукты европейских банков.

В 2010 г. Deutsche, планировавший разместить акции на $14 млрд, разослал десяткам банков письма с приглашением к участию в организации размещения и вопросом, что они могут предложить взамен. Deutsche выбрал 34 банка и заплатил им 229 млн евро. Среди них был, например, National Bank of Greece, который вскоре размещал акции на 2,9 млрд евро, и Deutsche был одним из ведущих андеррайтеров.

Итальянский UniCredit, размещавший акции на 7,5 млрд евро в 2012 г. и облигации на 1 млрд евро в 2014 г., в обоих случаях назначил ведущими андеррайтерами банки, дававшие ему аналогичный бизнес.

В 2014 г. Raiffeisenbank Inter-national стал участником размещения акций Deutsche после того, как несколькими месяцами ранее Deutsche выступил ведущим организатором его размещения. Еще одному банку, претендовавшему на роль ведущего организатора, Raiffeisen сообщил, что он не был выбран, поскольку не отдал ему выгодный контракт на управление средствами, рассказывает банкир, участвовавший в переговорах. По словам представителя Raiffeisen, решающим фактором в выборе банков был успех сделки, взаимные обязательства играли второстепенную роль.

WSJ, 2.03.2015