Реформа бюджетной сферы должна продолжаться

Принятый Госдумой в третьем чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных учреждений» вызвал критику думской оппозиции и беспокойство общественности.

Законопроект предполагает масштабную реформу социальной сферы: учреждения поделят на казенные и бюджетные, первые (армия, силовики, тюрьмы) будут функционировать по-прежнему, а вторые (наука, здравоохранение, образование, культура) откажутся от сметного финансирования и станут более самостоятельными. Государство будет выдавать им субсидии на выполнение госзадания, сверх которого учреждения смогут зарабатывать и распоряжаться заработанным. Государство также откажется от субсидиарной ответственности по их обязательствам. Переходный период для федеральных учреждений закончится 1 января 2011 г., для региональных и муниципальных – 1 июля 2012 г.

Противники законопроекта опасаются, что он приведет к закрытию ряда учреждений, переделу их собственности, урезанию объема бесплатных услуг. В частности, родители беспокоятся, что за уроки придется платить. Объем услуг гарантируется госстандартами. То есть госзадание, например, школе не будет ниже госстандарта общего образования и предусмотренные им знания и умения в предусмотренных условиях ученики получат бесплатно. А старый сметный принцип финансирования действительно не только не позволяет четко связать цели и средства, но еще и чрезвычайно неоперативен.

С другой стороны, понятно и беспокойство: целью реформы является сокращение расходов. Реформа несет очевидные риски, которые необходимо точно оценить и минимизировать. Новая система финансирования предполагает наличие грамотных управленцев на всех уровнях власти (они будут формулировать госзадание) и в самих бюджетных учреждениях. А качество государственного управления в России, мягко говоря, страдает. Искушение заработать побольше на учениках или больных появится. Как будут формироваться госзадания? Как будет оцениваться стоимость их выполнения? Каким будет контроль за разными типами учреждений? Есть множество технических вопросов, которые пока не отработаны.