Мнения
Бесплатный
Андрей Колесников
Статья опубликована в № 2893 от 13.07.2011 под заголовком: Политэкономия: Право руля

Андрей Колесников: правый руль и вертикаль

Что общего между запретом правого руля, Химкинским лесом и, например, призывом аспирантов в армию? Попытка идти наперекор общественному мнению и здравому смыслу любой ценой. Риск получить в ответ индивидуальное сопротивление и массовые протесты. И еще эти замыслы слабо реализуемы, хотя к вырубке леса это не относится, ибо давно сказано: «Мы рубим лес, и сталинские щепки, как прежде, во все стороны летят». За этим не заржавеет.

Впервые запретить правый руль – естественно, исходя из интересов безопасности дорожного движения – пытался Виктор Черномырдин в 1993 г., на заре своего правления. Характерно, что эта инициатива появилась почти одновременно с попыткой официально ввести регулирование цен. Но Степаныч быстро учился на ошибках: цены остались свободными, а автомобили в огромной стране – разными.

Потом было несколько попыток запретить правый руль. Например, осенью 2008 г. Тогда Россия получила массовые протесты дальневосточников, для которых праворульные, в основном японские, машины – это способ существования и стиль жизни. Как еще они могли ответить на попытки лишить их инструмента добычи пропитания? Только протестом. Ибо чем еще занимается значительная часть россиян, как не индивидуальным извозом или иными отхожими промыслами с помощью автомобиля? Пересадить Дальний Восток и даже часть Сибири за левый руль – это утопия. И еще – привычная нечувствительность к тому, чем и как живет подконтрольный народ.

И вот новая попытка ввести техрегламент с отмененным правым рулем. Мало Химкинского леса? Забыли волнения в Калининграде? Слишком далеко Дальний Восток? Это и впрямь почти другая страна. Только проблема глубже: начальники живут в одной стране, подведомственное население – в другой. И им не сойтись никогда. Даже понять не суждено: начальники убеждены, что все живут хорошо, и даже примерно так же, как и они. А у них – именно что левый руль. В правом они видят отсутствие требуемого единообразия. В политике его уже добились, в регулировании автомобильной жизни – нет.

Авторам идеи стоило бы почитать замечательную книгу владивостокского журналиста Василия Авченко «Правый руль». Там все популярно разъяснено: и психология дальневосточников, и их привычка к правому рулю, и их праворульное диссидентство. «Главный плюс правого руля в том, что он не левый», – говорят на Дальнем Востоке. «Правый руль стал линией культурного противостояния метрополии и заброшенной дальневосточной провинции, – констатирует Авченко и добавляет: – Правый руль не вписался в вертикаль власти своей инаковостью». Журналист даже делает вывод, который стоит проверить составителям экономических моделей: правый руль запрещают именно авторитарные страны – Узбекистан, Казахстан, Туркмения, Белоруссия, Конго, Северная Корея...

Конечно, в этой истории речь не идет о пугающем власть либерализме: правый руль – это не правые силы. Но начальство делает все, чтобы политизировать и эту тему. И тогда лозунг «Право руля!» может действительно обрести оппозиционный политический оттенок.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more