Состязание монстров

Поразительно наблюдать, как реформа энергетики из плана создать конкуренцию частных игроков в генерации скатывается к конкуренции госкомпаний: не успели «Газпром» и Вексельберг объявить о намерениях, как «Интер РАО» заявила о желании получить контроль в одной из структур КЭС. Но в любом случае, если сделка «Газпрома» и КЭС не сорвется, вместе с «Интер РАО» концерн будет контролировать более 80 ГВт, а если добавить к ним государственные «Русгидро» и «Росатом», то получится уже 130. А это более 60% общей установленной мощности страны. В общем, странная может получиться конкуренция – административных возможностей и ресурсов. Только вот цены для потребителей она точно не снизит.

На прошлой неделе «Газпром» объявил о планах по слиянию энергетических активов с «КЭС-холдингом» Виктора Вексельберга. В итоге под контролем концерна окажется компания, по установленной мощности (52 ГВт) равная трети бывшего РАО «ЕЭС России», лидер по производству тепла и энергии в стране с долей около 25%.

Конечно, для «Газпрома» сделка выгодна: концерн получит контроль над активами Вексельберга без значительных затрат – акционеры КЭС могут рассчитывать на блокпакет в объединенной компании – и, возможно, некоторую денежную компенсацию.

Но то, что хорошо для «Газпрома», вряд ли хорошо для инвестклимата страны. Ведь этот шаг Вексельберга – свидетельство того, насколько частные инвесторы не верят в будущее отрасли. Еще год назад владельцы КЭС вряд ли предпочли бы поглощение «Газпромом» развитию самостоятельного бизнеса. Но в начале этого года правительство решило бороться с ростом цен на энергию – и в основном за счет тепловых генерирующих компаний, которые в ходе реформы были проданы частникам. Тогда впервые на моей памяти иностранец, председатель совета директоров «Энел ОГК-5» Доминик Фаш, признался: «Если бы знал [каким будет отношение властей к инвесторам], то не пришел бы». Руководитель «Газпром энергохолдинга» Денис Федоров на это добавил: «Нам легче – за нами «Газпром».

И сделку Вексельберга лично я воспринимаю как попытку спрятаться за «Газпром» с его административным ресурсом. А потом, когда появится возможность, продать долю. Сам бизнесмен отрицает планы выходить из отрасли, но почему-то я уверена, что и он сейчас с большим удовольствием продал бы КЭС – однако кто сейчас готов платить за нее справедливую цену? Ведь желающих выйти из этого бизнеса намного больше, чем зайти в него. Пользуются этой ситуацией госкомпании – «Газпром» и «Интер РАО». Последняя (тоже не за деньги, а за собственные акции) поглотила ОГК-3, подобрала остатки государственных активов (в том числе ОГК-1) и не собирается на этом останавливаться.