Статья опубликована в № 4176 от 06.10.2016 под заголовком: Компания недели: SpaceX

Частный случай колонизации Марса

Как фантазии двигают технический прогресс
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

На прошлой неделе на Международном конгрессе по астронавтике Илон Маск представил план колонизации Марса. Как и многие его проекты, он ошеломляюще масштабен: будет создана многоразовая транспортная система, которая сможет доставлять на Марс 100 человек менее чем за три месяца. По подсчетам Маска, цена билета на Марс не превысит $200 000, полеты можно будет начать уже в 2022 г., так что уже в этом веке на Марсе сможет постоянно жить 1 млн человек.

Описание, конечно, вызывает ощущение вторичности – что-то такое уже писали Илья Ильф и Евгений Петров, вкладывая это в уста голодного великого комбинатора. Может показаться даже, что после взрыва Falcon 9 (SpaceX потерял ракету 1 сентября прямо на стартовой площадке) основатель ведущего частного космического перевозчика решил просто поднять ставки. Однако в отличие от Остапа Ибрагимовича Бендера-Задунайского Маск известен тем, что его проекты часто воплощаются в жизнь. Электромобиль Tesla и многоразовые ракеты компании SpaceX – наиболее яркое тому подтверждение.

Интерес Маска к Марсу тоже не внезапен – он и стал причиной создания SpaceX. В далеком 2002 году, когда известный интернет-предприниматель продал PayPal, он задумался над тем, что делать дальше. «Я всегда интересовался космосом, хотя и не думал, что могу там чем-то заниматься сам. Однако мне казалось очевидным, что мы могли бы послать людей на Марс. Внезапно я удивился, что этого еще не произошло», – рассказывал Маск изданию Wired.

Первым шагом Маска в этом направлении, еще до SpaceX, стал проект марсианского оазиса, состоявший в отправке на Марс роботизированного парника. Поняв, что предлагаемые ему для этой миссии ракеты слишком дороги (для их покупки Маск, например, дважды ездил в Россию, но оба раза безуспешно), он подсчитал, что материалы составляют в стоимости ракеты лишь несколько процентов, и задумался над тем, чтобы создавать и запускать ракеты в космос самостоятельно. А уже через шесть лет NASA выбрало SpaceX перевозчиком грузов на МКС.

Космос становится все более частным. Так, гендиректор Boeing Деннис Мюленбург заявил во вторник, что его компания собирается обогнать Маска и что первые колонисты прилетят на Марс на космическом корабле фирмы Boeing. Лихорадка, связанная с частным освоением космического пространства, достигла и России. Неделю назад стало известно, что авиакомпания S7 покупает у швейцарской Sea Launch (принадлежит РКК «Энергия») активы плавучего космодрома «Морской старт».

Мечтатель и фантазер Маск уже вошел в историю человечества, причем в качестве положительного героя. Именно такие мечтатели нужны и нам, чтобы совершить технический, экономический прорыв в России. Загвоздка в том, что главным качеством таких мечтателей, собственно и двигающим прогресс, является стойкая неприязнь к устоявшимся ограничениям и рамкам – им тесно жить в них, они подвергают сомнению научные постулаты, веками сложившиеся мнения и традиции. Боюсь, что с нынешней Россией таким людям сегодня просто не по пути.

Выбор редактора
Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more