Статья опубликована в № 4748 от 06.02.2019 под заголовком: Компания недели Авиакомпания «Победа»

Сможет ли «Победа» всех расплющить

Новые правила провоза ручной клади от лоукостера – маленькой и плоской – выглядят как заявка на новую битву с Минтрансом

Лоукостер «Победа» во вторник, 5 февраля, представил новые правила перевозки ручной клади: каждый пассажир с 18 февраля сможет провозить ручную кладь объемом не свыше 36 х 30 х 4 см. Толстенькая книга крупного формата – больше ничего, что укладывалось бы в эти параметры, так сразу в голову не приходит.

И это не плоская шутка: «Победа» лишь «буквально, в точности до запятой следует Федеральным авиационным правилам (ФАП)», сообщила компания. А ФАП разрешают пассажиру сверх установленных авиакомпаниями норм брать в салон следующие предметы: портфель или дамскую сумку (видимо, в зависимости от пола пассажира, хотя ФАП этот момент не уточняют), букет цветов, костюм в портпледе, детскую люльку для путешествующего с ребенком, складное инвалидное кресло пассажиру с ограниченными возможностями.

Как раз из-за этого сверхнормативного списка лоукостер и снизил в семь раз норму ручной клади, до 18 февраля он разрешает брать в салон предметы общим размером 36 х 30 х 27 см. В прошлом году «Победа» просила Минтранс отменить список и даже судилась с министерством в Верховном суде. Правила накладывают на перевозчиков неопределенные обязательства, так как портфели, букеты и портпледы бывают разных размеров, доказывала авиакомпания. И главное – они невыполнимы, так как на багажных полках самолета Boeing737-800 на каждого из189 пассажиров есть только 36 х 30 х 27 см места, больше разместить с соблюдением норм безопасности невозможно – этот аргумент лоукостер подтверждал заключением от корпорации Boeing.

И хотя Воздушный кодекс предписывает при назначении норм провоза багажа и ручной клади учитывать конструкторские особенности воздушного судна и «Победа» при введении своих правил их учла (справка от Boeing), а Минтранс, наоборот, к производителю за консультациями не обращался, Верховный суд в иске отказал. Гендиректор «Победы» Андрей Калмыков тогда же сказал, что норму ручной клади придется сделать 10 х 10 х 5 см.

Но потому, что в каждой шутке есть только доля шутки, остановились на «книжной» норме – 36 х 30 х 4 см. При этом новых калибраторов лоукостер делать не будет. Калибраторы останутся прежними, и лоукостер предлагает пассажирам выбор: перевозить ручную кладь по новым правилам (плоский предмет плюс цветы с портпледом или портфелем) или действующим – 36 х 30 х 27 см без дополнительных предметов из списка Минтранса и ограничений по количеству, весу и типу предметов. Действующие нравятся 90% пассажиров, утверждает «Победа». Они прозрачные и понятные, исключают разницу в трактовках и споры. А 70% пассажиров даже не покупают услугу по перевозке багажа, т. е. путешествуют только с ручной кладью 36 х 30 х 27 см, сообщает лоукостер.

Это немного, точнее, откровенно мало – ведущие европейские лоукостеры Ryanair и Easyjet разрешают бесплатно брать в салон вещей вдвое больше по объему. И хотя «Победу» модно ругать, она лидирует по загрузке среди всех регулярных российских авиа­компаний, ее самолеты в 2018 г. были забиты на 94%, на 8–15 п. п. больше, чем у остальных лидеров рынка.

«Победа» стала самой скандальной авиакомпанией не только из-за своих требований к пассажирам, но и благодаря попыткам изменить регуляторные нормы в российской авиации. Она судилась с Росавиацией и Минтрансом, даже подала иск к пограничной службе ФСБ. Последний, правда, отозвала. Новые правила провоза ручной клади выглядят как вызов Минтрансу и орде контролирующих и проверяющих органов – интересно, найдут ли они, к чему придраться на этот раз.

Читать ещё
Preloader more