Почему нам всем давно пора как следует поспорить

Культуру дебатов в вузах и школах надо не запрещать, а активно развивать
Дебаты учат вещам, которые невозможно постичь иным способом

В V в. до н. э. некто Диодот убедил афинское собрание не казнить всех мужчин города Митилены за попытку выйти из союза с Афинами против Спарты. Оппоненту Клеону, запугивавшему оратора и требовавшему для митиленцев казни, он ответил: «Хороший гражданин должен доказывать свою правоту не путем запугивания противника, а в честном споре как равный с равным».

2500 лет спустя среди студентов в России популярность стали набирать клубы дебатов, где молодые люди учатся решать проблемы в честных спорах по заданным правилам. Все это происходит на фоне полнейшей атрофии культуры дебатов в Госдуме и публичной политике. Дебаты учат вещам, которые невозможно постичь иным способом: грамотно строить аргументацию в поддержку своей позиции, отвечать на доводы оппонентов и думать над формой презентации фактов. Кроме того, у процесса организованного спора есть еще как минимум три плюса вне зависимости от того, кто его выиграет.

Во-первых, спорящие стороны узнают что-то новое. Даже самые умные из нас подвержены так называемой предвзятости подтверждения: неосознанно мы пропускаем полезную информацию, которая не согласуется с нашей точкой зрения. Оппонент приносит в спор свои предвзятости и новую информацию.

Во-вторых, дебаты учат цивилизованной дискуссии. Например, не отвечать на поток оскорблений оскорблениями. Это гасит накал, но позволяет вам выставить оппонентов в неприглядном свете.

Наконец, в противостоянии команд «власти» и «оппозиции», тех, кто защищает статус-кво и кто требует перемен, ­рождается res publica, «общественное дело». Иными словами, рождается то, что определяет, куда движемся все мы как общество.

К сожалению, не все эту пользу видят. На минувшей неделе команда РЭШ участвовала в дебатах по пенсионной реформе в России, организованных посольством Великобритании по правилам британского парламента – так проводится подавляющее число международных соревнований по дебатам. Тему выбирали не англичане, а все будущие участники соревнования. Соперниками РЭШ была команда другого известного вуза. Однако его руководство сняло свою команду, посчитав и тему неуместной, и участие англичан в организации провокационным. Ее заменила сборная Международного института экономики и финансов. Новые оппоненты готовились к дебатам всего два дня. РЭШ одержала победу, но горький привкус остался.

Дебаты надо не запрещать, а активно развивать. Например, внедрять подобную практику в школе. Нет другого пути предусмотреть будущее, как его обсуждать, сказал в своей речи перед афинским собранием Диодот. Без воспитания своих Диодотов наши публичные политические баталии – в СМИ и соцсетях – так и будут походить на игру в шахматы с голубем. Не важно, насколько классно вы играете, голубь собьет фигуры, нагадит на доску и будет расхаживать по ней, будто одержал победу.

Автор — проректор РЭШ по стратегическому развитию