Где предпринимателям искать позитивные примеры
И как конкурс «Экспортер года» может помочь компаниям выходить на зарубежные рынки«Лишь немногие строят свою бизнес-модель с расчетом на глобальный рынок», – говорит гендиректор Российского экспортного центра Андрей Слепнев.
Нацпроект «Международная кооперация и экспорт» (подробнее о нем см. статью на стр. 02) предполагает вовлечение большого числа новых российских компаний во внешнеторговую деятельность, напоминает первый вице-премьер Антон Силуанов. «Многие наши предприятия имеют экспортный потенциал, задача государства – найти стимулы для того, чтобы он был реализован», – объясняет он. Российским предпринимателям нужны позитивные примеры того, как выстраивать взаимоотношения с партнерами, как учитывать опыт и особенности менталитета иностранных коллег, преодолевать барьеры, уверен Силуанов.
«Фанагория»
Победитель в ЮФО в номинации «Новая География. Крупный бизнес»
Краснодарская «Фанагория» – один из крупнейших в России производителей вин. В 2018 г. она произвела почти 30,6 млн бутылок вина. Порядка 430 000 из них пошло на экспорт, рассказывает начальник экспортного отдела компании Михаил Лелюк. В планах на 3–5 лет – довести экспорт до 1 млн бутылок в год.
Для этого компания уже пользуется механизмом софинансирования выставок и участвует в так называемых гастровиках, которые организует РЭЦ, – однодневных фестивалях на зарубежных рынках, куда приглашают местный бизнес, заинтересованный в продукции российских компаний. Сейчас «Фанагория» готовит документы, чтобы воспользоваться страхованием экспортных поставок. Это позволит давать отсрочку и таким образом увеличивать объемы продаж, объясняет Лелюк: «Если контрагент покупает товар по предоплате, он перестраховывается и платит только за тот объем, в продаже которого уверен».
В первую очередь компании интересны финансовые инструменты – страхование, кредитование под экспорт. Но было бы хорошо, если бы РЭЦ взял на себя еще и популяризацию российских товаров на зарубежных рынках, считает Лелюк: «Потребители на импортных рынках просто не знают, что у нас есть, например, виноделие. И сейчас мы несем такую просветительскую функцию». Премия «Экспортер года» – тоже полезный сигнал, говорит он: это и информационный повод, и дополнительный показатель для партнеров, что они работают с лидером отрасли.
Всероссийская премия «Экспортер года» как раз и должна показать: несырьевой экспорт возможен, он приносит прибыль и открывает для бизнеса новые рынки, объясняет Слепнев.
Премия присуждается организациям и индивидуальным предпринимателям, которые достигли наибольших успехов в экспорте несырьевых неэнергетических товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности. Она занимает особое место в системе поощрения и стимулирования экспортеров, говорит министр промышленности и торговли Денис Мантуров: премия создана специально для поддержки и развития отечественного экспортно ориентированного бизнеса. Задача укрепления позиций национальных экспортеров на зарубежных рынках является для государства приоритетной, напоминает министр.
Абинский электрометаллургический завод
Победитель в ЮФО в номинации «Экспортер года в сфере высоких технологий. Крупный бизнес»
В 2018 г. Абинский электрометаллургический завод (АЭМЗ) отправил на экспорт продукции почти на 20 млрд руб., компании удалось значительно увеличить и диверсифицировать клиентскую базу, рассказывает заместитель генерального директора по экспорту Сергей Кузнецов. Но производственные мощности позволяют продавать гораздо больше. При консервативном прогнозе предприятие ожидает роста экспорта на 20% в 2019 г. А если рыночная конъюнктура позволит реализовать запланированную инвестиционную программу и задействовать все запланированные механизмы поддержки, в том числе предоставляемые РЭЦ, есть шанс увидеть и 50%-ный рост, говорит он.
Например, из продуктов РЭЦ компании интересны программы льготного кредитования: РЭЦ предоставляет кредиты через Росэксимбанк (финансирование на развитие экспортного производства по ставке 5%). Также предприятие подало заявку на Корпоративную программу повышения конкурентоспособности: она предполагает субсидирование процентной ставки для экспортеров – до 4,5 п. п. кредитной ставки.
АЭМЗ пользуется продуктами страхования дебиторской задолженности покупателей. На западных рынках есть альтернативные европейские страховщики: они лучше знают местных контрагентов, поэтому стоимость риска оказывается, как правило, ниже, а оперативность принятия решения – выше, объясняет Кузнецов, но есть определенные регионы, где европейские компании не работают. С такими страновыми рисками мог бы работать РЭЦ, это интересно предприятию.
Всероссийская премия учреждена в мае 2019 г. специальным постановлением правительства – ее проводит РЭЦ при поддержке Минпромторга, Минэкономразвития, Минсельхоза и Минкомсвязи. Подать заявку на участие в премии могут как крупные компании, так и представители малого и среднего бизнеса. Для этого нужно на сайте премии выбрать одну из 10 номинаций и отправить копию ИНН. У претендентов не должно быть долгов перед бюджетом, иностранцев среди учредителей и счетов в офшорах.
Цель на 2019 г. – собрать более 1000 участников, при этом наибольшую активность проявляют представители малого и среднего бизнеса, рассказывает Слепнев. Но число заявок уже превысило 700. У премии широкая география и стройная архитектура, продолжает он, лучших экспортеров будут определять на региональном уровне, затем регионы смогут предложить своих участников на конкурс на уровне федеральных округов, а лучшие встретятся в федеральном финале – награды они получат на Международном экспортном форуме «Сделано в России», который пройдет в ноябре 2019 г.
«ПАНХ»
Победитель в ЮФО в номинации «экспортер года в сфере услуг»
Компании «ПАНХ» больше 50 лет: она была создана в 1964 г. и занимается авиационными услугами – от доставки грузов до тушения пожаров, мониторинга трубопроводов и медицинской эвакуации. В парке «ПАНХ» средние и тяжелые вертолеты.
С РЭЦ «ПАНХ» начала работать осенью 2018 г. «Сотрудничество помогает нам получать много новой и полезной информации в сфере экспорта. Очень интересным направлением их деятельности является Школа РЭЦ, в ближайшее время планируем направить туда наших сотрудников на одну из программ обучения», – говорит Ирина Есауленко, заместитель генерального директора «ПАНХ» по внешнеэкономической деятельности.
На зарубежные рынки «ПАНХ» вышла еще в 1990-е, и сейчас она оказывает услуги в Афганистане, на Кипре, в Греции, Судане, Испании. «Премия «Экспортер года» стала для нас возможностью заявить о себе на новых рынках», – говорит Есауленко. Сфере услуг при экспорте уделено меньше внимания, чем готовой продукции, объясняет она. И это не только российская, а глобальная проблема: из-за того что услуги не описаны и не унифицированы, зачастую для услуг нет сертификации и лицензирования, анализировать новые рынки сложно. Поэтому среди мер поддержки именно экспорта услуг хочется видеть больше описаний процедур при экспорте услуг, отмечает Есауленко.
Уже выбраны победители в Южном и Северо-Западном федеральных округах, а во всех остальных округах экспортеры еще могут подать заявки – на сайте РЭЦ премии посвящен специальный раздел, в котором есть подробная информация об условиях участия и график окружных этапов.
«Такие конкурсы интересны не только для того, чтобы оценить наш вклад в развитие бизнеса в РФ, но и как площадка, на которой можно сравнить себя с другими игроками и открыто пообщаться на актуальные темы с участниками рынка», – рассказывает заместитель директора по коммерции ООО «АЭМЗ» Игорь Дорожкин. Это предприятие – один из главных экспортеров стального проката в стране, победитель среди крупных компаний в номинации «Экспортер в сфере высоких технологий» в Южном федеральном округе в 2019 г. «Волжский трубный завод (ВТЗ) входит в тройку крупнейших российских экспортеров труб. В 2018 г. ВТЗ увеличил экспортные поставки, при этом они составили треть от общего объема продаж предприятия», – говорит управляющий директор ВТЗ Сергей Четвериков. Эта компания – победитель в Южном федеральном округе в 2019 г. в номинации «Крупный бизнес в сфере промышленности».
«Премия «Экспортер года» призвана тиражировать истории успеха российского бизнеса за рубежом, заряжать и вдохновлять наших предпринимателей, мотивировать их к тому, чтобы стать экспортерами», – уверен Силуанов. &
Текст: Ирина Здорова, Мария Ермакова