Максим Орешкин: «По пути ли нам с Женевой?»

Министр экономического развития РФ – о перспективах трансформации ВТО и целях участия России в организации
Максим Орешкин / Евгений Разумный / «Ведомости»

За последний год Россия одержала несколько значимых побед на площадке ВТО. Отечественным экспертам удалось доказать неправомерность отдельных элементов «Третьего энергопакета» ЕС, благоприятно разрешить спор по украинским пошлинам на нитрат аммония, убедительно обосновать позицию России в разбирательствах по железнодорожному оборудованию и транзиту товаров.

Последний спор, завершившийся в апреле, особо важен для структуры ВТО. Он внес ясность в трактовку статьи XXI ГАТТ («Исключения по соображениям безопасности»), укрепив тем самым позиции стран, выступающих против протекционистской торговой политики Вашингтона.

Ранее считалось, что арбитры организации не уполномочены выносить решения по мерам, принимаемым для защиты национальной безопасности. Однако никаких четких правил применения таких мер не было. Теперь ситуация прояснилась. В транзитном споре с Украиной Россия апеллировала к статье XXI ГАТТ, указав, что ограничение грузопотока через территорию РФ стало следствием чрезвычайных обстоятельств в международных отношениях. После долгих консультаций арбитры встали на нашу сторону.

При чем здесь Вашингтон? Власти США также оправдывают свои действия необходимостью защиты национальной безопасности. Однако тезис о «чрезвычайных обстоятельствах» совершенно неприменим к сюжету о заградительных пошлинах, и американской администрации еще предстоит показать, что за «чрезвычайные обстоятельства» возникли в отношениях со всеми странами, производящими сталь и алюминий. Впрочем, в Белом доме и не скрывают, что ограничения вводятся в протекционистских целях – для поддержки собственной металлургической отрасли.

Подытожим: Россия успешно отстаивает свою позицию и интересы экспортеров в ВТО. Результаты споров доказывают нашу приверженность принципам открытой, недискриминационной международной торговли. Вместе с тем растет роль Москвы в качестве ключевого игрока на мировой торговой арене.

Но так ли все радужно? Отнюдь.

Фундаментальные разногласия

Комплексный взгляд на ситуацию в ВТО позволяет прийти к следующему заключению: структура медленно адаптируется к современным вызовам, а проблемы операционного характера ощутимо сдерживают эволюцию многосторонней торговой системы. Вина за это, хоть и в разной степени, лежит на всех членах организации.

Так, переговорная функция буксует из-за фундаментальных разногласий между странами, входящими в ВТО. К примеру, нет единства по поводу специального и дифференцированного режимов, применяющихся к развивающимся и наименее развитым экономикам. Кроме того, недостаточно эффективно выполняются обязательства в сфере транспарентности торговой политики. Они, в свою очередь, являются одной из важных гарантий добросовестного соблюдения прочих обязательств по торговым соглашениям. Не способствует конструктивному диалогу и расширение практики применения односторонних ограничений.

Важнейшей же гарантией является устойчивый механизм разрешения споров. Однако США заблокировали работу апелляционного органа, вследствие чего функция ВТО по урегулированию конфликтных ситуаций может стать «неполноценной».

Нужна дисциплина...

Выход из кризиса возможен только через полномасштабную реформу ВТО, результатом которой должно стать повышение эффективности переговорной, мониторинговой и арбитражной функций организации. В то же время не следует браться за все сразу. Концентрация усилий на отдельных элементах реформы позволит более оперативно найти выход из тупика.

В нашем понимании к числу приоритетов относится урегулирование ситуации вокруг апелляционного органа, без которого невозможна полноценная работа организации. Предметом пристального внимания экспертов также должна стать интерпретация положений по национальной безопасности, злоупотребление которыми делает невозможным реализацию основной задачи ВТО – сдерживание протекционизма.

Вместе с тем необходимо совершенствовать функционал мониторинга торговой политики, среди прочего – за счет усиления нотификационного механизма. Это приведет к повышению дисциплины в части выполнения обязательств, что позволит наладить конструктивный диалог на многосторонних переговорах и позитивно скажется на процессах урегулирования споров, в том числе и во внесудебном порядке.

...и переговоры

Однако процесс реформирования организации не должен тормозить продвижение текущей повестки. Мы заинтересованы в скорейшем запуске многосторонних переговоров по электронной коммерции, содействию инвестициям и внутреннему регулированию в сфере услуг. Это позволит закрепить на международном уровне комфортные принципы и правила регулирования в новых областях с учетом приоритетов нашей страны. Российским интересам также отвечает активизация переговоров по рыболовным субсидиям и уточнение правил ВТО в части мер торговой защиты.

Параллельно должен идти процесс совершенствования регулярной работы ВТО. Добавленная стоимость деятельности некоторых комитетов организации стремится к нулю. Их инвентаризация позволит сэкономить время, деньги и, что самое главное, кадровый ресурс. В настоящее время определяем оптимальные для нас параметры такого «пересмотра».

Вернуть силу

Комплексная работа по всем вышеупомянутым направлениям значительно повысит эффективность многосторонней торговой системы. И в этом наш коренной интерес.

Благоприятная внешняя среда поможет российским экспортерам завоевывать новые рынки, успешнее встраиваться в производственные цепочки, транслируя извне лучшие технологические и управленческие практики. Следствием расширения экспортной активности станет рост благосостояния каждого жителя страны. В этом наша цель.

Для ее достижения по линии ВТО идет работа не только на женевской площадке, но и в форматах G20, АТЭС и БРИКС, в двустороннем формате.

Инициативы российской стороны находят поддержку среди наших партнеров. Это вселяет надежду, что в конце концов мы увидим сильную организацию, которая вновь станет эффективным инструментом регулирования мировой торговли, а значит, и орудием защиты экономических интересов России на международной арене. &