Как устроены программы экспортной акселерации
В мире акселерация – один из важнейших инструментов поддержки компаний малого и среднего бизнесаВ 2018 г. услугами Российского экспортного центра (РЭЦ) воспользовалось более 14 000 экспортеров. Из них 72% – это представители малого и среднего предпринимательства. Им в первую очередь интересны нефинансовые меры поддержки – изучение рынка, обучение сотрудников и помощь экспертов. Крупные компании, как правило, могут позволить себе заказать качественную аналитику по выбранной стране и отрасли, а у малого бизнеса такой возможности нет, объясняет старший вице-президент РЭЦа Алексей Кожевников.
В мировой практике акселерация – один из важнейших инструментов поддержки компаний в вопросах выхода на внешние рынки. Именно поэтому РЭЦ уделяет таким программам большое внимание.
У РЭЦа есть три основных вида акселерационных программ.
1. Партнерские программы РЭЦа с другими организациями
Первая их них – совестный экспортный акселератор РЭЦа и Сбербанка «Экспортируем успех», запуск которого состоялся 30 января 2019 г.
Программа включает в себя образовательный модуль, консалтинговую поддержку, помощь в поиске зарубежных партнеров, логистическую поддержку и другие популярные у экспортеров сервисы. Цель этой программы – формирование комплексных компетенций в области внешнеэкономической деятельности у представителей бизнеса, а также создание условий «бесшовного» выхода на внешние рынки для потенциальных экспортеров либо для компаний, желающих расширить географию и ассортимент поставок.
Акселератор работает на площадке bankofpartners.com. По оценкам заместителя председателя правления Сбербанка Анатолия Попова, которые он приводил на церемонии открытия акселератора, примерно 50 000 компаний, пользующихся сервисами и услугами Сбербанка, имеют мощный, но нереализованный экспортный потенциал.
Что такое акселерация
Программа экспортной акселерации – это система образовательных, финансовых и нефинансовых мер, которые направлены на поддержку и ускоренное развитие экспортной деятельности компаний, в том числе тех, которые раньше не поставляли свои продукты за рубеж. В ходе акселерационных программ участники могут адаптироваться ко всем сложным процессам международной торговли, найти партнеров по бизнесу, заключить экспортные контракты. Таким образом, РЭЦ помогает бизнесу делать простым и доступным то, что в экспортной деятельности кажется сложным.
По данным РЭЦа, из 6,2 млн зарегистрированных в России субъектов малого и среднего предпринимательства только около 42 000, или 0,6% от общего числа, поставляют продукцию за рубеж. В западных странах этот показатель достигает 5–7%.
Новосибирская компания «Теоброма», производитель элитного шоколада под маркой «Ново-Николаевский шоколадный дом Бриля», об акселерационной программе узнала от менеджера Сбербанка (компания – его клиент), рассказывает Ангелина Масляницина, руководитель отдела внешнеэкономической деятельности компании. Акселератор помог «Шоколадному дому Бриля» проанализировать экспорт шоколада из России, составить собственную экспортную программу, а также принять участие в международных выставках, говорит Масляницина.
Оренбургского производителя металлических сеток для фильтрации и молниезащиты – ООО «МиСТ» к участию в акселерационной программе в марте 2019 г. рекомендовал Сбербанк, сообщил гендиректор и совладелец компании Александр Юдичев. Сейчас идет первый этап программы, который включает консультации со стороны РЭЦа и предоставление аналитики. «Если в штате компании этим занимался один человек, то у РЭЦа – 50 сотрудников, имеющих доступ к платным базам данных и знающих особенности зарубежных рынков», – объясняет Юдичев. У МиСТ, по его словам, уже есть несколько проектов с иностранными компаниями, к концу 2019 г. благодаря сотрудничеству с РЭЦом экспорт должен вырасти до 50% в обороте.
Сейчас РЭЦ готовится запустить совместные программы с другими российскими банками (ВТБ, Россельхозбанк). Кроме того, РЭЦ совместно с компанией PwC адаптирует успешные европейские практики экспортной акселерации в России и запустит их в пилотных регионах. Это позволит организовать полноценный вывод на целевой рынок не точечных компаний, а отраслевых кластеров или целых отраслей.
2. Образовательное направление
Его реализацией занимается Школа экспорта РЭЦа в рамках нацпроекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости». Это направление рассчитано на участников программы Минэкономразвития по повышению производительности труда, обладающих экспортным потенциалом.
В пилотном проекте приняли участие 42 представителя из 13 компаний, две компании уже заключили экспортные контракты. В 2019 г. планируется участие в работе этого направления около 100 компаний. Кроме того, РЭЦ совместно с бизнес-школой «Сколково» разработали и готовят к запуску кобрендинговую образовательную программу «Экспортеры 2.0», направленную на формирование международной бизнес-модели российских компаний.
Также РЭЦ совместно с Московской школой управления «Сколково» запускает кобрендинговую программу экспортной акселерации. В этой программе – «Экспортеры 2.0» – участвуют топ-руководители малого и среднего несырьевого бизнеса, которые нацелены на расширение экспортной составляющей компании, рассказывает директор программ государственного управления МШУ «Сколково» Ирина Миронова. Для участия в программе школа подбирает компании с выручкой не меньше 100 млн руб. в год (средний показатель за последние три года) и долей международных продаж как минимум в 0,1% от выручки. Компании не должны быть торговыми или сырьевыми. А собственник или управляющий должны быть готовы пройти обучение лично. «Нам очень важны личная мотивация и готовность собственника к работе», – говорит Миронова.
В качестве цели прохождения курса школа ставит для компаний запуск международных продаж или увеличение доли экспорта, расширение географии присутствия, вывод нового продукта на зарубежные рынки, увеличение экспертизы в международных продажах и развитие управленческих навыков. Участники программы разрабатывают международную экспортную стратегию компании с детальной дорожной картой и реализуют разработанные инициативы при поддержке «Сколково», продолжает Миронова.
3. Программы акселерации, использующие собственную инфраструктуру РЭЦа
Эта методология уже пилотируется в Нижегородской и Орловской областях, а после создания единой системы продвижения будет доступна во всех регионах России.
РЭЦ применяет международные тренды, адаптируя модели развития компаний под реальные условия российской экономики. Дальнейшая акселерация компаний, ориентированных на экспорт, с использованием методологии РЭЦа позволит этим организациям выходить на внешний рынок с полными знаниями его конъюнктуры и особенностей и готовностью к полноценному участию в международных торговых отношениях. &
Текст: Мария Ермакова, Ирина Здорова