Следователи не будут участвовать в сделках с правосудием

Сенаторы предлагают исключить следователей из процедуры сделки с правосудием. Она будет заключаться между прокурором и обвиняемым при участии защитника

Группа членов Совета Федерации внесла в Госдуму поправки в Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы, которыми предлагается изменить процедуру досудебного сотрудничества обвиняемого или подозреваемого с правоохранителями. Согласно изменениям, следователь будет исключен из этой процедуры, а решать вопрос о возможности сотрудничества будет только прокурор. Помимо этого из причин, препятствующих заключению сделки, будут исключены отягчающие обстоятельства.

По действующему закону о досудебном сотрудничестве фигурант уголовного дела при отсутствии отягчающих обстоятельств имеет право подать ходатайство следователю о желании заключить сделку с правосудием. За это приговор может быть смягчен до половины максимального, предусмотренного УК.

Практика показала, что чаще всего ходатайства о заключении сделки отклоняли следователи, ведущие уголовное дело, объясняет необходимость изменений один из авторов законопроекта – председатель комитета Совфеда по судебным и правовым вопросам Анатолий Лысков. С 2009 г., когда был принят закон о досудебном соглашении, было подано 281 ходатайство, 70 из которых отклонили следователи и 30 – прокуроры. При этом польза закона налицо: было выявлено 50 ранее не известных преступлений, говорит Лысков. Отягчающие обстоятельства как препятствие к сделке предлагается исключить, поскольку, как правило, к ним относят состояние алкогольного опьянения и повторное преступление, однако, если в результате сделки раскрываются новые преступления, это намного важнее, уверен Лысков.

Законопроектом предлагается уточнить, что сделка с правосудием возможна и в том случае, если обвиняемый готов рассказать не только о своих пособниках, но и о тех, кто совершил другое преступление. Нынешняя редакция закона это, в принципе, предусматривала, но для уточнения правоприменительной практики это следует прописать, как и обязательное участие в сделке адвоката, согласен первый зампред думского комитета по законодательству Владимир Груздев. Верховный суд, однако, считает, что таким образом на смягчение приговора смогут рассчитывать не признавшиеся в своих преступлении лица, просто сообщив о чужих преступлениях, и полагает нужным уточнить формулировку.

Авторы предлагают прописать, что на смягчающий приговор, который положен за сотрудничество с правосудием, будут влиять только заведомо ложные показания, а на неточности и несущественные ошибки суд не будет обращать внимания.

Как правило, инициативы, которые приходят от авторов этого документа, очень продуманы и поддерживаются Думой, тем более когда принимался закон о сделке, было понятно, что со временем потребуются уточнения, поэтому этот законопроект будет внимательно изучен, говорит Груздев.

В других странах решение о сделке принимает прокурор как менее заинтересованное лицо, поэтому поправки имеют смысл, говорит адвокат по уголовным делам Дмитрий Удальцов. Следователю виднее, действительно ли человек собирается совершить сделку добросовестно или вводит таким образом следствие в заблуждение, не согласен с поправкой милицейский следователь.