За мошенничество в сфере предпринимательства нужно наказывать жестче, считает Салехардский горсуд


Конституционный суд (КС) по запросу Салехардского горсуда проверит статью 159.4 Уголовного кодекса (УК), предусматривающую ответственность за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности, сообщает сайт суда. По мнению зампреда горсуда Данилы Яковлева, подписавшего запрос, эта статья предоставляет коммерсантам необоснованные привилегии, что нарушает права потерпевших и принцип равенства всех перед законом и судом. Санкции по статье 159.4 вдвое ниже, чем за обычное мошенничество (5 лет лишения свободы вместо 10), при этом судья не видит объективных предпосылок для предоставления таких льгот, ведь эти преступления представляют не меньшую, а порою гораздо большую опасность, чем общеуголовные мошенничества.

Поводом для обращения в КС стало рассматриваемое в Салехардском горсуде уголовное дело бывшего гендиректора ООО «Бизнес-Ямал» Сергея Слепцова, который в 2007-2008 гг. заключал договоры на поставку стройматериалов и выполнение подрядных работ, скрывая, как считает следствие, объективную невозможность исполнения сделок. После окончания судебного следствия обвинитель переквалифицировал эти действия на предпринимательскую статью. Но так как бизнес-мошенничество является преступлением средней тяжести, срок давности по ней для Слепцова уже истек, и он может избежать наказания.

Яковлев напоминает, что детализированные составы преступления были введены в УК в ноябре 2012 г. по инициативе Верховного суда. Но поначалу предлагалось установить по ним более строгие санкции, а над их последующим смягчением поработали уже депутаты. Это породило юридическое неравенство, которое создает предпосылки для принятия заведомо несправедливых судебных решений, считает судья.

С этим категорически не согласен бизнес-омбудсмен Борис Титов, уже передавший в КС свое заключение. Речь не идет об особом правовом статусе предпринимателей, подчеркивает он, статья 159.4 лишь детализирует статью «мошенничество» по признаку сферы совершения. Это абсолютно нормальная практика, она применяется также в иных статьях УК, подчеркивает омбудсмен.

Необходимость такого разделения появилась из-за сильного давления на бизнес со стороны правоохранителей, которые любую попытку извлечь прибыль склонны квалифицировать как мошенничество, напоминает лидер движения «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева. Но это делалось на волне медведевских реформ, отмечает она, а сейчас мы наблюдаем прямо противоположный тренд.