Депутаты хотят приравнять сексуальные преступления против детей к геноциду и терроризму

У этих преступлений не должно быть срока давности, считают в Госдуме
Депутаты Госдумы предложили отменить срок давности за сексуальные преступления против несовершеннолетних/ ТАСС

Поправить Уголовный кодекс в целях усиления защиты детей от преступлений сексуального характера предложили депутаты Елена Мизулина («Справедливая Россия») и Ольга Баталина («Единая Россия»). По действующему законодательству срок давности за такие преступления составляет два года за преступления небольшой тяжести и шесть лет за преступления средней тяжести. В пояснительной записке отмечается, что такие преступления часто совершаются повторно, а небольшой срок давности позволяет преступникам избежать наказания (см. врез). По мнению авторов, по степени опасности подобные деяния, наносящие непоправимый ущерб личности ребенка, сравнимы с преступлениями против человечества. Депутаты полагают, что предложенные ими меры усилят профилактику преступлений и заставят лучше работать правоохранительные органы.

Случаи из практики

Директор детского театра Омска был осужден на три года, но освобожден от наказания в связи с истечением срока давности, приводят пример депутаты в пояснительной записке к законопроекту. А в Иванове избежал ответственности педофил, по которому «было выявлено 119 эпизодов преступной деятельности за 15 лет».

Это системная работа, направленная на борьбу с сексуальным насилием над несовершеннолетними, говорит Баталина. Она напоминает, что первый антипедофильский законопроект был разработан в 2012 г. и ужесточил наказание за преступления против половой неприкосновенности детей, ранее относившиеся к преступлениям небольшой или средней тяжести. Это последовательная и целенаправленная работа по защите интересов детей, которая уже давно ведется Госдумой этого созыва, согласен член комитета по уголовному законодательству Сергей Фабричный («Единая Россия»). «Тема актуальна, преступления, которые посягают на права ребенка, не должны иметь срока давности. Но я бы не стал рассматривать этот законопроект в отрыве от других – большое внимание привлек и законопроект по фильтрации подобного контента в интернете и усыновлению наших детей иностранцами», – говорит Фабричный. По его словам, защитой детей необходимо заниматься, так как «это будущее страны».

До 2014 г. в России отсутствовали сроки привлечения к уголовной ответственности за геноцид и военные преступления, объясняет адвокат Алексей Каширский. В мае 2014 г. этот перечень статей был расширен за счет терроризма и иных преступлений террористической направленности. Преступления, которые хотят включить в этот список авторы, относятся не только к категории тяжких и особо тяжких (совершенные непосредственно педофилами и связанные с насилием по отношению к детям), но и к категории средней и небольшой тяжести, с насилием не связанных, подчеркивает адвокат: «Законопроект представляется весьма спорным, как и доводы о том, что у педофилов имеется возможность избежать ответственности за счет истечения сроков давности, так как насильственные преступления в этой сфере являются особо тяжкими и имеют срок давности 15 лет, что представляется достаточным». Что касается иных преступлений, не связанных с насилием и относящихся к категории небольшой и средней тяжести, то весьма спорно и нецелесообразно ставить их в один ряд с геноцидом и военными преступлениями, полагает Каширский: «Все же для отсутствия сроков давности должны быть исключительные обстоятельства».