Новое правительство Турции возглавил соратник президента

Теперь Реджеп Эрдоган постарается превратить парламентскую республику в президентскую
Йылдырым в обращении к парламенту во вторник заявил, что будет использовать «историческую возможность» для того, чтобы изменить конституцию Турции/ Binali Yıldırım/ AP

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во вторник официально утвердил состав нового правительства, который представил ему новый лидер Партии справедливости и развития (ПСР) и премьер Бинали Йылдырым. Большинство министров, включая министра финансов и министра иностранных дел, сохранили свои посты. Йылдырым в обращении к парламенту во вторник заявил, что будет использовать «историческую возможность» для того, чтобы изменить конституцию Турции, и подчеркнул, что Эрдоган стал первым президентом страны, которого выбрал народ, а не парламент. Эрдоган неоднократно заявлял о своем намерении преобразовать парламентскую республику в президентскую. Йылдырым сменил на должности лидера ПСР ушедшего в отставку премьер-министра Ахмета Давутоглу. Бывший министр транспорта Йылдырым был единственным претендентом на эту должность и считается близким соратником Эрдогана. Давутоглу объявил о своем уходе в отставку на фоне слухов о его разногласиях с президентом Турции. Согласно традиции республики лидер правящей партии автоматически становится премьер-министром.

ПСР на прошлых парламентских выборах получила 49,5% голосов и 317 из 550 мест в парламенте, однако у партии не хватает голосов на то, чтобы парламент одобрил проведение референдума о смене формы правления. На прошлой неделе палата приняла закон о снятии неприкосновенности с депутатов, оппозиционная прокурдская Партия демократии народов заявила, что закон направлен в первую очередь против нее.

Новое правительство лишь упрочит статус-кво и усилит позиции Эрдогана, считает ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности Станислав Иванов: «Никаких изменений не будет, это правительство абсолютно технократическое. Если у нас поменять Медведева на Грефа, ничего не изменится, и в Турции тоже». Существенных проблем у Эрдогана для принятия поправок в конституцию скорее всего не будет, полагает эксперт: «Эрдоган движется по плану, который наметил, и с переменным успехом пытается подавить группы недовольных. Он пользуется достаточно большой поддержкой в парламенте и в стране, играя на националистических чувствах, разыгрывая антисирийскую и антикурдскую карты. Однако турецкое общество не такое однородное: даже после проведенных Эрдоганом чисток в армии, судах и прокуратуре в парламенте сохраняется оппозиционная курдская партия, которая на прошлых выборах смогла преодолеть 10%-ный барьер, остаются оппозиционная пресса и другие недовольные его системой правления жители страны».